Словарь по христианству В ВАРЛААМ

ВАРЛААМ

ВАРЛААМ (ум. в 1585 г.) – епископ Суздальский и Тарусский, святитель (память 8 сентября, 6 июля – в Соборе Владимирских святых). Его прадед иеромонах Серапион был современником Стефана Махрищского (ум. в 1406 г.), составил о святом первоначальные записи и рассказывал о нём своему правнуку. Будущий иерарх, очевидно, принял постриг в Стефановом Махрищском монастыре, в 1557–1570 гг. являлся его игуменом. Царь Иван IV Грозный пожаловал в 1557 г. 200 руб. на возведение в обители каменного храма; при копании рвов во время строительства совершилось обретение мощей преподобного Стефана, о чём Варлаам сообщил Московскому митрополиту Макарию, который благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретённый на преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников. Варлаам продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие преподобного Стефана описанием совершившихся чудес и рассказами, которые слышал от прадеда. Свой труд представил царю и митрополиту Макарию. По благословению святителя этот труд рассматривал игумен Даниловского монастыря Иоасаф, который, прибыв в Махрищский монастырь, доработал Житие и составил службу преподобному; митрополит Макарий благословил их употребление. 14 июля 1557 г., в день памяти преподобного Стефана, Варлаам благословил монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить собравшихся в монастырь богомольцев, и все были чудесным образом накормлены. Когда соборный храм был построен, царь прислал в монастырь церковную утварь и сосуды, а царица Анастасия Романовна – облачения на престол. При Варлааме были также поставлены кельи для братии, в обитель поступали вклады, были сделаны приобретения недвижимого имущества. В 1560 г. по благословению митрополита Макария Варлаам возрождал запустевший Авнежский в честь Святой Троицы мужской монастырь и собирал сведения о чудесах преподобных Григория и Кассиана Авнежских, учеников преподобного Стефана. В Авнежском монастыре его стараниями были устроены Троицкий храм с приделом великомученика Георгия и Благовещенский храм, трапезная и кельи, обитель была приписана к Махрищскому монастырю. Игумен Иоасаф, основываясь преимущественно на рассказах Варлаама, составил Житие преподобных Григория и Кассиана. В начале июня 1570 г. митрополит Кирилл хиротонисал Варлаама на Суздальскую кафедру. Исследователи полагают, что поставление махрищского игумена связано с особым благоволением царя Ивана Грозного к обители – Махрищский монастырь был одним из немногих монастырей, которые, не входя в «удел», назначенный себе царём, были приняты в опричнину. О благоволении царя к Варлааму говорит также крупный земельный вклад (несколько сёл) в суздальский архиерейский дом по погибшем в московском пожаре в 1571 г. князе Иване Дмитриевиче Бельском (грамота от 20 ноября 1572 г.). Пожалования такого рода в другие архиерейские дома исследователям неизвестны, обычно они делались в монастыри. В 1578 г. царь дал Варлааму грамоту взамен сгоревшей жалованной грамоты великого князя Василия III (1530 г.), в которой объём предоставленных льгот был существенно больше, нежели пожалования Василия III; в 1584 г. Варлаам добился подтверждения этой грамоты от царя Фёдора Ивановича.

 



 
PR-CY.ru