ВАРЛААМ, Рогов Василий - Страница 3

Будучи главой крупных российских монастырей, а затем одной из самых значительных епархий, он часто бывал в Москве, где встречался с Феодором Христианином, находившимся в ту пору на придворной службе, и его учениками, которые проявляли интерес к «Варламовским» произведениям. Самого Варлаама также не могли не интересовать распевы столичных мастеров. Этот интерес передался и клирошанам – певчим хоров Кириллова Белозерского и Соловецкого монастырей, включавших эти распевы в свои рукописные сборники. В певческих книгах конца XVI – XVII вв. встречаются произведения с обозначением авторства Варлаама. Ряд песнопений одного из сборников имеет правку киноварью с указаниями: «Правлено с доброво переводу», «По красному всё – с Варламовсково». В другом крюковом сборнике среди нескольких распевов стихиры «Возыде Бог» находится «Ино знамя Варламово». Особое место в творчестве Варлаама занимает своеобразный цикл из трёх избранных стихир, исполнявшихся в Крестопоклонную неделю. Примечательно, что единственный список этого цикла найден в библиотеке государевых певчих дьяков. Цикл озаглавлен «Стихиры крестные Варламовские» и включает в себя песнопения «Христе Боже наше» (третьего гласа), «Денесе владыка твари» и «Денесе непреступеным существом» (оба на восьмой глас). На Руси распевы «стихир крестных» претерпели определённую эволюцию. Уже в сборниках XII–XIII вв. тексты стихир сопровождались сложными знаковыми оборотами. На рубеже XV–XVI вв. была создана новая версия распевов, на основе которой в последней четверти XVI в. сформировался наиболее распространённый тип нотирования данных песнопений. Этот распев во многом подготовил создание в дальнейшем авторских версий «Стихир крестных». Творчество Варлаама развивалось в рамках канонического искусства. Он изложил «дробным знаменем» сложнейшие лицевые и фитные формулы, которые раньше выпевались по памяти. В общей сложности в цикле Варлаам распел 113 формул, что свидетельствует о его обширных знаниях в области теории лицевого и фитного пения и уникальной памяти, т.к. некоторые разводы включали до 80 звуков. Сохраняя в целом особенности традиционного фитного звучания, Варлаам привнёс в распевы новые интонации и выразительные приёмы, основывающиеся на современном ему опыте богослужебного пения, расширил возможности мелодического варьирования, обогатил напевы традиционных стихир за счёт богатой мелизматики. Сложность, продолжительность и исключительная насыщенность созданных им «Стихир крестных» дают основание для рассмотрения их в стиле большого распева. Славник «Возыде Бог» в распеве Варлаама обнаружен в рукописи рубежа XVI–XVII вв. среди шести певческих вариантов песнопения. Все распевы стихиры различаются между собой и не имеют общих фрагментов. «Ино знамя Варламово» представляет собой частично тайнозамкненный, частично разводной распев. Привлечение разных вариантов песнопения того же периода позволило установить авторские разводы лицевых и фитных формул. Всё это свидетельствует о наполнении распевщиком сложных знамён собственным музыкальным содержанием, о выработке им самостоятельной певческо-интонационной азбуки, что, главным образом, и отличает творчество выдающихся мастеров древнерусского церковно-певческого искусства.



 
PR-CY.ru