Словарь по христианству В ВАРЛААМ, Коссовский (Косовский)

ВАРЛААМ, Коссовский (Косовский)

ВАРЛААМ, Коссовский (Косовский); около 1654 – 1721 гг. – митрополит Смоленский и Дорогобужский. Родился в семье купца. Обучался в Киево-Могилянской коллегии одновременно с будущими митрополитами Димитрием (Туптало), Филофеем (Лещинским), Иоасафом (Кроковским), а также в зарубежных иезуитских школах. В 1690 г. принял монашеский постриг в Межигорском в честь Преображения Господня монастыре. Был келарем и наместником Николаевского Пустынного монастыря в Киеве. В 1702 г. приехал в Тобольск по вызову митрополита Филофея (Лещинского), исполнял обязанности проповедника и учителя в открытой митрополитом школе при тобольском архиерейском доме. Затем назначен архимандритом туруханского Мангазейского во имя Святой троицы монастыря. По ходатайству митрополита Филофея 15 декабря 1706 г. хиротонисан во епископа Иркутского, викария Тобольской епархии. В 1710 г. Варлаам самовольно уехал в Москву, где около трёх лет был не у дел, числясь при этом епископом Иркутским. При отъезде из Иркутска забрал с собой ризницу архиерейского дома. Пользовался сочувствием митрополита Стефана (Яворского), который в 1711 г. предлагал Петру I поставить Варлаама на Тверскую кафедру, а в январе 1714 г. – на Крутицкую митрополию. 21 января 1714 г. Варлаам был назначен Тверским епископом. Застал епархию в состоянии сильного оскудения, принял ряд мер для улучшения положения. На собственные средства обновил нижний ряд иконостаса кафедрального собора, устроил новую раку для мощей св. князя Михаила Ярославича. В июле 1718 г. просил у Петра I разрешения употреблять собираемые с оброчных крестьян деньги в размере 600 руб. на церковные и домовые постройки, а деньги, предназначенные на лазареты, предлагал использовать на сооружение странноприимницы для убогих. 31 декабря 1719 г. последовала его просьба о приписке к архиерейскому дому некоторых вотчин Новоиерусалимского истринского в честь Воскресения Господня и Иосифова волоколамского Успения Пресвятой Богородицы мужских монастырей. Обе просьбы, несмотря на поддержку их кабинет-секретарём Алексеем Васильевичем Макаровым, остались без последствий. В феврале 1720 г. Варлаам вместе с ещё пятью епископами присутствовал в Сенате при утверждении «Духовного Регламента». 9 июня 1720 г. переведён на Смоленскую кафедру с возведением в сан митрополита. Просил Синод приписать к Смоленской епархии во внимание к её бедности города Торопец и Брянск. Пытался добиться освобождения своих домовых людей от платежа денежного оклада и недоимки, по этому вопросу вступил в конфликт с обер-кригс-комиссаром Поленским. В 1721 г. доносил Синоду, что «смоленские гражданские и уездные жители, как шляхта и приказные, так и посадские, и прочих разных чинов люди, в делах ко управлению под духовный суд обретаются ни мало не послушны, а паче и непокорны». По жалобам из епархии Синоду стало известно, что в смоленском архиерейском доме со священников взимались штрафы в размере 5 руб. за венчание без венечных памятей и за допущение младенцам умереть без крещения. Варлаам погребён в смоленском кафедральном Успенском соборе. Он был образованным архиереем. Оставил после себя значительное имущество, опись которого, составленная по распоряжению Синода, занимает 96 листов, и денежные средства на сумму более 6 тыс. руб. Значительные пожертвования завещал в киевские монастыри: Киево-Печерский, Николаевско-Пустынный, Братский в честь Богоявления Господня, Межигорский, а также в иркутский Вознесенский монастырь, в смоленский Богоявленский собор, в смоленскую ризницу и многим частным лицам. Обладал значительной библиотекой из рукописных и печатных книг (381 книга), из них основная часть (217 названий) – западноевропейские издания. Больше всего книг латинских и польских (196 названий), есть издания на французском, немецком, греческом языках. В их числе – сочинения Гомера, Цицерона, Барония и других авторов. Келейные вещи и часть библиотеки были отданы епископу Феофилакту (Лопатинскому). Певчие Варлаама перешли к архиепископу Феофану (Прокоповичу).

 
PR-CY.ru