ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ - Страница 2

Здесь рассказ о мученической кончине князя вложен в уста спасшихся от монголов владимирцев, которые на реке Сити рассказали о ней великому князю Георгию Всеволодовичу. Повествование в Степенной книге содержит многочисленные заимствования из летописных сообщений о гибели братьев Владимира Георгиевича, защищавших Владимир, и из рассказа об убиении Василька Ростовского. В середине XVII в. подробный рассказ о смерти Владимира Георгиевича (близкий к Симеоновской летописи 1540 гг.) вошёл в Житие великого князя Георгия Всеволодовича. Близко к нему повествование о кончине Владимира Георгиевича, составленное, по-видимому, в окружении патриарха Иосифа в связи с перенесением мощей великого князя Георгия Всеволодовича 22 января 1645 г., оно помещено над гробницей Владимира Георгиевича в Успенском соборе. Во второй половине XVII – XVIII вв. этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 г. был включён в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции, в конце XVII в. хранившийся в Успенском соборе. Имя Владимира Георгиевича было записано в митрополичий синодик, поминалось не только во Владимире, но и в Москве. В синодике Успенского собора Московского Кремля установлено пение «вечной памяти» «благоверному князю Васильку Константиновичу и благоверному князю Володимиру Юрьевичу, избиенным отъ Батыя». Имя Владимира Георгиевича попало в некоторые списки синодика нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря. Здесь он записан раньше братьев Всеволода и Мстислава, что с хронологической точки зрения верно, поскольку Владимир Георгиевич погиб прежде их. В грамоте царя Ивана IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора конца 1540 – начала 1550 гг. (не сохранилась, известна в публикации XIX в.) излагался порядок поминания архиереев, великих князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали во Владимире. О поминании великого князя Георгия и его сыновей в грамоте говорилось: «Великого князя Георгия Всеволодича по детех по Владимире, по Всеволоде, по Мстиславле в год по всех одна панахида на их память февраля в 7 день». По князьям полагалось «правити... средния понахиды против того, как на Москве по удельных князех». Панихиду должны были служить «протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы». В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650 гг. другим почерком, вероятно, позднее, приписано: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод погребены во Володимере». О возможной канонизации святого во второй половине XVII в. свидетельствует его упоминание в «Описании о российских святых» (конец XVII – XVIII вв.). В старообрядческом указателе к «Алфавиту российских чудотворцев» Ионы (Керженского) под 4 февраля в числе князей, «убиенных от татарского воинъства», указан и Владимир Георгиевич (1807–1811 гг.). Он упоминается также в кратком Житии великого князя Георгия Всеволодовича, помещённом среди текстов «Алфавита российских чудотворцев» монаха Ионы. Канонизация Владимира Георгиевича подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Серапиона (Фадеева).



 
PR-CY.ru