Словарь по христианству В ВИНОГРАДОВ Николай Петрович

ВИНОГРАДОВ Николай Петрович

ВИНОГРАДОВ Николай Петрович (1852–1928 гг.) – протоиерей, профессор Казанской духовной академии. Родился в семье священника Вятской губернии. В 1876 г. окончил Вятскую духовную семинарию. В 1876–1880 гг. учился на богословском отделении Казанской духовной академии, которую окончил в 1880 г. со степенью кандидата богословия, получил премию митрополита Литовского Иосифа (Семашко) за кандидатское сочинение «Догматическая система святого Григория Богослова». С 18 августа 1880 г. по 19 августа 1881 г. преподавал латинский язык в Нижегородском духовном училище. С 19 августа 1881 г. – приват-доцент Казанской духовной академии, преподаватель кафедры латинского языка и латинской словесности. После введения нового академического устава 1884 г. – исполняющий должность доцента. 24 июля 1883 г. Н.П. Виноградов был назначен законоучителем первой казанской гимназии, 15 августа 1883 г. архиепископом Казанским и Свияжским Палладием (Раевым; впоследствии митрополит Санкт-Петербургский) рукоположён во иерея к Крестовоздвиженской церкви при гимназии. 14 июня 1887 г. защитил магистерскую диссертацию «Догматическое учение святого Григория Богослова», 26 октября 1887 г. утверждён Святейшим Синодом в степени магистра богословия. В 1888–1911 гг. Н.П. Виноградов был членом епархиального училищного совета. Указом Святейшего Синода от 12 декабря 1894 г. назначен инспектором Казанской духовной академии с возведением в сан протоиерея и исполняющим должность экстраординарного профессора. В 1906–1915 гг. состоял членом совета Братства святителя Гурия (с 5 ноября 1912 г. по 1917 г. – секретарь совета). С 3 марта 1908 г. Н.П. Виноградов – экстраординарный профессор Казанской духовной академии, а с 16 августа 1910 г. (с введением нового академического устава) – заслуженный экстраординарный профессор по кафедре латинского языка. В ноябре 1910 г. за выслугой лет Н.П. Виноградов был уволен от занимаемой должности с оставлением на службе в академии в должности инспектора и с предоставлением возможности преподавать один год. 27 июня 1911 г. освобождён от должности инспектора. Определением Святейшего Синода от 10 ноября 1911 г. за Н.П. Виноградовым было сохранено «право читать в академии лекции, принимать на себя исполнение различных поручений Совета Казанской Духовной академии в качестве штатного профессора... и участвовать в заседаниях Совета с правом решающего голоса». Н.П. Виноградов был одним из инициаторов создания и руководителем открытых 5 ноября 1911 г. Казанских Высших женских богословских курсов – первого в России женского богословского учебного заведения (негосударственного). С 23 января 1912 г. состоял благочинным церквей при казанских духовных учебных заведениях. С 1915 г. – настоятель церкви казанского Богородичного девичьего монастыря. В 1913–1914 гг. читал в Казанской духовной академии лекции по вакантной кафедре латинского языка. После национализации в 1919 г. зданий Казанской духовной академии Н.П. Виноградов с другими профессорами академии читал лекции студентам частным образом на квартирах. В марте 1921 г. вместе с ректором Казанской духовной академии епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком; впоследствии митрополит Одесский и Херсонский) и 18 преподавателями был арестован ЧК за нарушение декрета ВЦИК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и содержание незарегистрированного учреждения (академии). 5 октября 1921 г. вместе с другими преподавателями Казанской духовной академии был приговорён к одному году заключения в лагерь условно. Состоял в числе преподавателей учреждённого в ноябре 1921 г. Богословского института в Казани, просуществовавшего до 1923 г. Его сочинение «Догматическое учение св. Григория Богослова» представляет собой наиболее полное и обстоятельное изложение богословия святителя Григория в русской церковной науке, опирающееся на детальный анализ его текстов, охватывает все основные разделы его догматической системы: учение о едином Боге, о Святой Троице, космологию и антропологию, Промысел Божий о мире и человеке, христологию и сотериологию, учение о таинствах и эсхатологию. Особое внимание Н.П. Виноградов уделяет триадологии Григория Богослова, поскольку «ни один из христианских догматов не получил столь полного и обстоятельного раскрытия в творениях св. Григория, как именно догмат о Святой Троице».

 
PR-CY.ru