ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ - Страница 3

Монастырь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а Василий Острожский – олицетворением борьбы за независимость страны от турецкого владычества. Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852–1853 гг. Омер-паши хранилась рукопись «Жития Василия Острожского»; о её дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего, была уничтожена турками. Краткое проложное Житие и канон Василия Острожского были написаны патриархом Василием (Бркичем Йовановичем) во время его пребывания в Остроге, опубликованы в «Србљак» в 1861 г. В Житии особое внимание уделено борьбе Василия Острожского против «латинской ереси» и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Его имя есть в общей стихире сербским святым, автором которой является митрополит Карловацкий Иоанн (Джорджевич; 1769–1773 гг.). «Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу» написан в 1947 г. священником Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу. Василию Острожскому посвящено свыше десятка храмов, например, в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской православной церкви в Чизолме (штат Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная церковь в Никшиче, построенная в 1876–1877 гг. по проекту русского архитектора Михаила Тимофеевича Преображенского (1854–1930 гг.) при денежной помощи российского императора Николая II и Святейшего Синода Русской православной церкви черногорским князем Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900 г.). Изображения Василия Острожского получили распространение в XVIII в. Одно из наиболее ранних – фреска над ракой с его мощами в монастыре Острог. Василий Острожский изображён вместе с пятью святыми в клеймах иконы Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Морача работы Гавриила Димитриевича (1713 г.). Иконы Василия Острожского находятся во многих храмах, в том числе в иконостасе церкви во имя святителя Николая в Дечанах (написана в 1816 г. Алексием Лазаревичем). В 1969 г. иконописец монастыря Острог Наум Андрич изобразил сцену «Чудеса святителя Василия». По свидетельству английских путешественников XIX в., в праздники к мощам Василия Острожского собирались до 20 тыс. человек. Русский путешественник Евгений Львович Марков (1835–1903 гг.), побывавший в Остроге в 1903 г., отмечал: «Мощи эти – величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего святителя». По народным поверьям, Василий Острожский исцеляет, главным образом, от падучей болезни и одержимости бесами. Вода из пещеры, где был первоначально погребён святой, помогает при ревматизме и других болезнях. До конца XIX в. у черногорской народности белопавличей был обычай приносить клятву у раки Василия Острожского, подобным образом совершалось примирение враждующих родов и семей, вершился суд.



 
PR-CY.ru