ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над монастырём знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в село Богородицкое, Валдайское озеро названо Святым, а монастырь – Святоозерским Иверским. В феврале 1654 г. патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение которого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архимандриту Иакову делать собор «на подклетях с папертями, как Кириллов в Новгороде монастырь, и меж ими переходы, или как Соловецкий монастырь». Посетивший Валдайский монастырь Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647–1672 гг.) 19 августа 1656 г. назнаменовал кресты на месте будущих престолов собора, выстроенного уже до сводов, и посвятил их: Успению Пресвятой Богородицы (главный престол), во имя священномученика Филиппа, митрополита Московского, и во имя праведного Иакова Боровичского. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящён 16 декабря 1656 г. патриархом Никоном в сослужении Новгородского митрополита Макария, Крутицкого митрополита Питирима, Тверского архиепископа Лаврентия, настоятелей крупнейших русских монастырей. К этому дню из Москвы привезли и поставили в соборе выполненную на Афоне копию чудотворной Иверской иконы Божьей Матери (список был исполнен по особому чину, с омовением оригинала св. водой, которая затем использовалась для приготовления левкаса копии). На средства патриарха ко дню освящения собора государевым мастером Александром Григорьевым был отлит колокол («Никоновский») весом 1000 пудов с изображением Никона. В архитектурном облике Успенского собора Валдайского монастыря сочетаются традиции зодчества Русского Севера (Новгорода) и православного Востока, прежде всего, Афона; тип 6-столпного 5-главого сооружения роднит собор Валдайского монастыря с соборами Московского Кремля. В результате реставрационных работ в XX в. храм получил палаточную кровлю с щипцами над закомарами; исследователи полагают, что первоначально кровля была плоской. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. В традициях северного зодчества фасад скупо декорирован. Двойные окна, объединённые аркой (в настоящее время – только на фасадах башен-крылец с северного и южного входов), являются главным декоративным мотивом; возможно, до реставрации в XIX в. они использовались также в отделке основных фасадов и галереи. Внешний облик собора отражает внутреннюю конструкцию, лопатки фасада повторяют столпы. Средний неф шире боковых, солея широкая и проходит по восточным граням средней пары столпов. Собор хорошо освещается окнами и световыми барабанами глав, во время богослужений зажигались светильники на паникадиле жёлтой меди, привезённом из «франкских земель», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами» (свидетельство Павла Алеппского).

 



 
PR-CY.ru