ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

В XVII в. архимандрит Викентий переделал редакцию Жития архимандрита Ионы. Монах Михаил помимо службы Александру Невскому написал службу Константину Муромскому и дополнил службу святым Петру и Февронии Муромским. Опись архива Владимирского Рождественского монастыря XVIII в. фиксирует около 170 актов XIV – начала XVII в. Значительная часть документации монастыря утрачена. К 2004 г. сохранилось около 60 подлинных и копийных текстов, бо́льшая часть вотчинных документов XVII–XVIII вв. хранится в фонде «Грамоты Коллегии экономии» Российском государственном архиве древних актов, некоторые источники XVI–XVIII вв. в составе фондов других архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы XII в. представлял собой одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм с хорами. Длина его составляла около 20,5 м, ширина – 15,2 м, толщина стен – 1,2 м. Фасады, разделённые на три прясла сложнопрофилированными пилястрами с полуколоннами, оканчивались закомарами и имели по одному окну в верхнем ярусе, на западном фасаде – ещё два небольших окна внизу для освещения внутреннего пространства под хорами. Центральную апсиду освещали три щелевидных окна, боковые апсиды имели по одному окну. По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: четыре на средней апсиде, по два на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз. Три входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в других белокаменных храмах владимиро-суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с другими храмами середины и конца XII в. упрощены и сближаются с суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII в.: последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой. Считается, что собор не имел изобразительных рельефов на фасадах. Однако, по мнению исследователей, убранству храма принадлежали белокаменные фигурные водомёты (со звериной лапой на боковой грани, с растительным орнаментом и человеческой рукой), опубликованные Николаем Андреевичем Артлебеном (1827–1882 гг.), а также фрагмент круглой скульптуры (грифон с вздыбленным крылом), обнаруженный во время раскопок в 1997–1999 гг. Внутри храма столпы крещатой формы поддерживали световой барабан и соединяли подпружные арки друг с другом и со стенами, на стенах им отвечали плоские лопатки. В 1219 г. собор был заново освящён, что могло быть связано с его росписью. Вероятно, тогда были сделаны пристройки из кирпича-плинфы, найденные при раскопках в 1997–1999 гг., когда были обнаружены фундаменты и основания галерей из белого камня, которые имели с южной и, по-видимому, северной сторон небольшие круглые пристройки (типа певниц). Внутри и вблизи галерей обнаружен обширный некрополь: около 30 погребений, 17 из них в белокаменных саркофагах XII–XIV вв., прочие датируются XVI–XVIII вв.

 



 
PR-CY.ru