Словарь по христианству В ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире князем Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Южной и восточной границей Владимирского Рождественского монастыря служил вал так называемого Печернего города, на западе к монастырю примыкала резиденция князя, а также соборы великомученика Димитрия и Успения Пресвятой Богородицы. В наиболее раннем описании Владимира (писцовой книге Ивана Афанасьевича Головленкова и Василия Львова 1624–1625 гг.) эта местность названа «кремлём». Многие исследователи считают временем основания Владимирского Рождественского монастыря год закладки каменной церкви в честь Рождества Богородицы – 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке западной стены храма (до его разрушения в 1930 г.) находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192 г.) и об освящении (1197 г.) Рождественского храма не говорится об учреждении при нём монастыря. Впервые игумен Владимирского Рождественского монастыря упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г., в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нём церковь камену Рождество Святыя Богородица» (при описании погребения в 1175 г. князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привёз тело убитого князя из Боголюбова во Владимир). Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Владимирского Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского. Первое время Владимирским Рождественским монастырём управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжён, архимандрит Пахомий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Владимирский Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митрополита Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635–1637 гг. Владимирский Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архимандриту Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Владимирскому Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. – владимирский во имя великомученика Георгия Победоносца монастырь. В 1263 г. в соборе Владимирского Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребён князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиакона Боголепа изготовил Н.М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании Государственного Эрмитажа).

 



 
PR-CY.ru