ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ЮРЬЕВИЧ Большое Гнездо - Страница 7

Воинская доблесть и военно-политическое могущество Всеволода Юрьевича ранее были воспеты неизвестным автором «Слова о полку Игореве». Имя Всеволода Юрьевича было внесено во вседневные соборные синодики главнейших городов Северо-Восточной Руси. В конце 1540 – начале 1550 гг. в грамоте царя Ивана IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора излагался порядок поминания архиереев, великих князей и княгинь, их детей и внуков, чьи останки почивали во Владимире. О поминании Всеволода Юрьевича в грамоте написано, что «по великом князе Димитрии-Всеволоде Георгиевиче в год пети две панихиды большия с ужинами, на преставление его апреля в 15 день, а другую на память его октября 26 дня» (последняя память отмечалась в празднование Димитрию Солунскому – небесному покровителю Всеволода Юрьевича). Панихиду должны были служить «протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы». В середине XVII в. над захоронением Всеволода Юрьевича был помещён надгробный лист, составленный в Москве в окружении патриарха Иосифа. Он содержал (на основе сведений, близких к тексту Симеоновской летописи 1540 гг.) краткие биографию и описание богоугодной деятельности князя, особенно подчёркивается его покровительство главному городу княжества Владимиру, который «оттоле наречеся Богородичен». Во второй половине XVII – XVIII вв. этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 г. был включён в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции, который в конце XVII в. хранился в Успенском соборе. Под 15 апреля память Всеволода Юрьевича отмечена в Кайдаловских святцах (конец XVII в.). В XIX в. над ракой Всеволода Юрьевича горело пять лампад. Мощи князя были освидетельствованы в 1882 г., во время реставрационных работ в Успенском соборе. Наиболее древним изображением Всеволода Юрьевича, по мнению ряда исследователей (Василий Васильевич Косаткин, Николай Николаевич Воронин, Георгий Карлович Вагнер, Татьяна Петровна Тимофеева, Т.Я. Мокеев), является рельеф тимпана северо-восточной закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам – по два отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы Всеволода Юрьевича и его сыновей. Согласно другой версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер – Иосиф и его братья, Алексей Михайлович Лидов – Давид с Соломоном на коленях), в котором современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей. По мнению М.С. Гладкой, заказчик храма, Всеволод Юрьевич, воздержался от размещения своего «портрета» на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом «В.», помещённым между изображёнными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном. Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением Всеволода Юрьевича, представлены в Радзивиловской летописи конца XV в. В соответствии с текстом Всеволод Юрьевич изображён верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевропейские реалии: Всеволод Юрьевич либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове – круглая шапка без меховой оторочки.

 



 
PR-CY.ru