ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович - Страница 2

Его архитектурные работы положили начало новому стилю, который вошёл в историю архитектуры как «неорусский стиль». Как художник-иллюстратор В.М. Васнецов работал над произведениями Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя, Ивана Сергеевича Тургенева. В жанре портрета создал глубокие психологические произведения – портреты Веры Саввичной Мамонтовой (1896 г., Музей-заповедник «Абрамцево»), Елены Адриановной Праховой (1894 г., Третьяковская галерея), Бориса Викторовича Васнецова (1889 г., Третьяковская галерея), а также исторический портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897 г., Третьяковская галерея). Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению Адриана Викторовича Прахова вместе с другими мастерами в 1885–1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с Младенцем», послужившей впоследствии эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора (в 1901 г. по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви). По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для русской церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899–1901 гг., Русский музей), росписи церкви Воскресения Христова («Спас на крови») в Санкт-Петербурге (1883–1901 гг.; эскизы в Русском музее, Третьяковской галерее, Саратовском художественном музее), православного собора во имя князя Александра Невского в Варшаве (1906–1911 гг., Русский музей). В росписи Владимирского собора В.М. Васнецов следовал иконографическим традициям древнерусской монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и русских подвижников благочестия: князя Владимира, княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, князя Андрея Боголюбского, князя Александра Невского, преподобного Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского монастыря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи славянской вязью. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в Третьяковской галерее, Русском музее, в Киевском музее русского искусства). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В.М. Васнецов также написал несколько композиций, посвящённых принятию христианства на Руси: «Крещение князя Владимира» и «Крещение Руси», расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы создал около 400 эскизов и картонов. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религиозного искусства в России в конце XIX – начале XX в. Произведения В.М. Васнецова несли в себе черты стиля модерн, которые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация византийского, новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложнённость формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность – все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиционных центров иконописания, например, Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы. В.М. Васнецов похоронен на Введенском кладбище в Москве. В 1953 г. открыт Дом-музей художника (Васнецова пер., 13), построенный в 1894 г. по его проекту, где он жил и работал с 1894 по 1926 гг. (до 1988 г. – филиал музея истории Москвы, с 1988 г. входит в состав Третьяковской галереи). В настоящее время там хранится 25 тыс. экспонатов, связанных с биографией и творчеством художника.



 
PR-CY.ru