ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848–1926 гг.) – живописец, график, архитектор, театральный художник. Родился в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова (1823–1870 гг.). Начал заниматься рисованием в 1860 гг. в Вятской духовной семинарии. В 1867–1868 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге у Ивана Николаевича Крамского (1837–1887 гг.); 1868–1875 гг. (с перерывами) – в императорской Академии Художеств у Павла Петровича Чистякова (1832 – 1919 гг.), был исключён за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». 1870 г., Русский музей) получил большую серебряную медаль. Член (с 1878 г.) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874–1889, 1897 гг.), абрамцевский кружок (1880–1890 гг.), «Мир искусства» (1900 г.), «36 художников» (1902 г.), Союз русских художников (1903–1923 гг., с перерывами). С 1893 г. – действительный член императорской Академии Художеств (в 1905 г. от звания отказался). Творческие принципы В.М. Васнецова формировались в среде художников-передвижников; для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». 1876 г., Третьяковская галерея; «Военная телеграмма». 1878 г., Третьяковская галерея; «Преферанс». 1879 г., Третьяковская галерея). В них В.М. Васнецов создал выразительные образы-типы из русской жизни, отражавшие искания реализма. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике русского Средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Особое значение для развития стиля мастера имело знакомство с семьёй Саввы Ивановича Мамонтова и участие в Абрамцевском кружке, члены которого изучали традиции национальной культуры. В то время В.М. Васнецов работал совместно с Ильёй Ефимовичем Репиным, Михаилом Васильевичем Нестеровым, Валентином Александровичем Серовым, Михаилом Александровичем Врубелем, Василием Дмитриевичем Поленовым и др. В 1876 г. В.М. Васнецов совершил поездку во Францию, где был создан первый эскиз к картине «Богатыри» (завершена в 1898 г.; Третьяковская галерея), ставшей одним из лучших произведений мастера. Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880 г., Третьяковская галерея) открыла новый этап в русской исторической живописи, когда за основу был взят не исторический факт, а литературный сюжет. По мотивам сказок были написаны «Алёнушка» (Третьяковская галерея), «Три царевны подземного царства» (1879 г., Третьяковская галерея), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г., Третьяковская галерея). Как театральный художник В.М. Васнецов создал эскизы к пьесе-сказке Алексея Николаевича Островского «Снегурочка» (1882 г.) для домашней сцены в Абрамцеве и одноимённой оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова для частной русской оперы С.И. Мамонтова (1885 г.). В области архитектуры и дизайна В.М. Васнецов развивал принципы «русского стиля», используя традиции древнерусского каменного и деревянного зодчества. По его эскизам были созданы церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881–1882 гг.), павильон Всемирной выставки в Париже (1898 г.), памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Московском Кремле (1905 г., уничтожен весной 1918 г., воссоздан в 1998 г. по благословению патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского монастыря); разработал проекты дома Ивана Евменьевича Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906 г.).

 



 
PR-CY.ru