ВЛАДИМИРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО - Страница 7

С этого времени Владимирское великое княжество как особое государственное образование прекратило своё существование, хотя борьба за него Тверского князя Михаила Александровича с великим князем Димитрием Донским продолжалась с перерывами вплоть до начала 1380 гг. и была окончательно урегулирована только московско-тверским договором 1399 г. В XV–XVI вв. Владимир сохранял авторитет как один из древнейших политических и церковных центров Северо-Восточной Руси, что нашло отражение в титулатуре Московских великих князей и русских царей, неизменно включавшей титул «князь владимирский», в ряде сочинений древнерусских книжников (в наиболее полном виде в цикле «Сказаний о князьях владимирских» 1510–1530 гг., послесловии/предисловии к «Великому миротворному кругу» новгородского священника Агафона 1539–1542 гг. и в других текстах). Цикл «Сказаний о князьях владимирских» включает Послание митрополита Спиридона-Саввы, которое позднее использовалось в чинах венчания русских царей, отдельные сюжеты из него вошли в Воскресенскую летопись, «Книгу степенную царского родословия». «Сказание» имело целью утвердить глубокие исторические корни правящей московской династии Рюриковичей, возводя её (на легендарном уровне) к римскому императору Августу и противопоставляя московских правителей литовским Гедиминовичам, которые имели менее знатных предков. В русской части генеалогии, изложенной в «Сказании», ключевой фигурой среди Владимирских князей является Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, чьей вотчиной был Владимир-на-Клязьме, где в 1108 г. князь построил крепость. Владимир Мономах, по версии «Сказания», получил от византийского императора Константина IX Мономаха царские инсигнии («венец царский»), «и от того часа тем венцем царскым... венчаются все великие князи владимирские, егда ставятся на великое княжество Русское». Владимирское великое княжество представлено в памятнике как ступень к «великому княжеству Русскому». Рассказ о передаче на Русь царского венца не подтверждается историческими фактами, не были современниками Киевский князь Владимир Мономах (1113–1125 гг., род. в 1053/1054 г.) и византийский император Константин IX Мономах (1042–1055 гг.). Однако в новейших исследованиях отмечается, что основа для формирования предания о византийских царских дарах появилась в домонгольское время. В послесловии/предисловии священника Агафона к «Великому миротворному кругу» митрополия Северо-Восточной Руси называется «Владимирской и всея Руси», при этом утверждается преемство русских столиц от Киева через Владимир к Москве. В пространном титуле митрополита Иоасафа (1539–1542 гг.), в святительство которого был создан памятник, названа церковь Успения Богородицы «в царствующем граде новем Риме Москве, матере градовом святейшиа митрополия Владимирскиа и всеа Русии». Такое же отношение к Владимиру проявилось в конце XVI в. при учреждении патриаршества. Когда Константинопольскому патриарху Иеремии II (1572–1579, 1580–1584, 1587–1595 гг.) было предложено стать первым Русским патриархом, местом его возможного пребывания был назван Владимир. Однако патриарх не согласился, т.к. был убеждён, что его престол может находиться лишь в столице.



 
PR-CY.ru