Словарь по христианству В ВАГНЕР Георгий Карлович

ВАГНЕР Георгий Карлович

ВАГНЕР Георгий Карлович (1908–1995 гг.) – доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Древней Руси. В 1926 г. окончил среднюю школу, в 1930 г. – художественно-педагогический техникум в Рязани, там же преподавал изобразительное искусство и историю искусства до 1932 г. С 1933 г. заведовал художественным отделом краеведческого музея в Рязани, с 1934 г. учился на заочном отделении искусствоведческого факультета Высших музейных курсов Наркомпроса. Первый раз был арестован 21 января 1937 г., приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на колымских золотых приисках «Мальдяк» и им. Водопьянова (УСВИТЛ – Управления исправительно-трудовых лагерей «Дальстроя»), в мае 1938 г. отправлен в Нижний Хатыннах (ныне посёлок Хатынгнах Магаданской области). От гибели на открытых приисках его спасло то, что он мог заниматься оформительской работой (писать лозунги, декорации для самодеятельного театра и т.д.). Из-за запрета выезда из мест поселения до окончания Великой Отечественной войны продолжил свою деятельность художника-оформителя и после освобождения в 1942 г. В 1947 г. вернулся в Рязань, работал в областном художественном музее старшим научным сотрудником, преподавал в художественном училище историю искусства. В 1949 г. был вновь арестован как прежде судимый и приговорён к пожизненной ссылке, которую отбывал в посёлке Беллык Краснотуранского района Красноярского края, работал в геологических партиях техником-художником, чертёжником. Освобождён в 1954 г. В 1955 г. в составе Ангарской археологической экспедиции под руководством академика Алексея Павловича Окладникова (1908–1981 гг.) изучал народное искусство Восточной Сибири, опубликовал ряд статей. В том же году перебрался в Москву, поступил на работу в Институт истории материальной культуры (ныне Институт археологии РАН) на должность старшего лаборанта. В 1956 г. реабилитирован. В 1968 г. представил к защите кандидатскую диссертацию, за которую по решению Учёного совета института ввиду её особой значимости ему была присуждена степень доктора искусствоведения. Г.К. Вагнеру принадлежат исследования владимиро-суздальской фасадной скульптуры, прежде всего, Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском (1230–1234 гг.). Детальное изучение в течение нескольких лет сохранившихся фрагментов древней пластики помогло реконструировать систему скульптурного декора, истолковать её содержание и решить вопрос о мастерах-резчиках. Г.К. Вагнер также занимался изучением белокаменной скульптуры города Владимира эпохи Андрея Боголюбского и Всеволода III (Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор), её иконографии. Исследования выходили отдельными монографиями, образуя своеобразный цикл работ, его завершением стала книга о рельефах собора Рождества Богородицы в Суздале (1222–1225 гг.). Всесторонний анализ памятников домонгольского искусства позволил Г.К. Вагнеру обратиться к теоретическим проблемам истории древнерусского искусства, например, к зарождению жанров и особенностям их развития до XV в. Он собирал и систематизировал разрозненные памятники русской пластики XIV – начала XVI вв., изучал их стиль, отыскивая корни статуарности, без которой, по его мнению, был невозможен переход к круглой скульптуре в эпоху Нового времени. Память Г.К. Вагнера о «малой родине», впечатления от путешествий по Рязанской земле воплотились в книгах о достопримечательностях этого края. В поздних трудах нашли отражение размышления об истоках духовности русской культуры, его последняя книга написана вместе с крупнейшими специалистами по истории и искусству Древней Руси и переведена на основные европейские языки. Работы Г.К. Вагнера были удостоены золотой медали Академии художеств СССР и Государственной премии (1983 г.).

 
PR-CY.ru