ВИЛЬПЕРТ Йозеф - Страница 3

Присутствие в этих сценах образа священника сегодня отрицается многими иконографами; в них видят изображение поминальной трапезы и (или) загробного пира, которые достаточно распространены в античном погребальном искусстве. В 1897–1902 гг. Йозеф Вильперт заново изучил большую новую галерею, фамильный склеп папы Дамаса I и погребения святых Марка и Марцеллина в катакомбах Домитиллы, известных Антонио Бозио, но позже забытых. В 1920 гг. в одном из аркосолиев им было идентифицировано изображение группы мучеников, коронуемых Христом, и найдены остатки композиции, символически изображавшей Христа в образе Орфея (III в.), показавшей сильную зависимость раннехристианской иконографии от классического образного репертуара. Эти открытия были важны, т.к. подтвердили несовершенство старых копий (начало XVII в.), которыми ещё пользовались учёные. Огромную и, несомненно, положительную роль Йозеф Вильперт сыграл в натурном исследовании памятников, разработке приёмов их фиксации и формировании корпуса материалов для изучения раннехристианской иконографии. Для создания надёжной основы исследования он разработал метод копирования росписей с применением самой современной тогда техники – фотографии. Чёрно-белые отпечатки росписей и мозаик, выполненные в точном масштабе, затем раскрашивались водяными красками, причём возникала возможность реконструировать утраченные части живописных композиций и частей саркофагов. Хорошо владея техникой рисунка, Йозеф Вильперт многие копии исполнил сам. Ему удалось ввести в науку достаточно надёжный материал, на который до сих пор опираются при анализе раннехристианской иконографии. Это, прежде всего, свод живописи римских катакомб («Roma Sotterranea: Le pitture d. catacombe romane», 1903 г.), в котором описаны, классифицированы и интерпретированы более 600 сюжетов (267 таблиц, около половины в цвете), и свод изображений на раннехристианских саркофагах («I sarcofagi cristiani antichi», 1926–1936 гг.), в котором был применён метод археологического датирования по аналогиям с изображениями аксессуаров на датированных предметах (прежде всего, монетах). Эти два корпуса памятников вошли в число основных для изучения христианской иконографии и сохраняют важность как справочный материал и как исторический источник (многие из воспроизвёденных композиций уже утрачены). Однако разделы обоих трудов, касающиеся интерпретаций сюжетов, нуждаются в пересмотре согласно современным критериям подхода к искусству поздней Античности, поскольку в них много наивной апологетики. Так, изображение сирены со свитком на детском саркофаге Йозеф Вильперт трактовал как аллегорию ереси, от которой должен спастись, подобно Одиссею, погребённый; такие изображения обычны в оформлении античных языческих саркофагов. В России сочинения Йозефа Вильперта широко использовались историками церковного искусства (Дмитрием Власьевичем Айналовым, Александром Петровичем Голубцовым и др.). На материалах Йозефа Вильперта основаны и страницы первых глав «Иконографии Богоматери» Никодима Павловича Кондакова (1914 г.), где отмечена важность публикации Йозефом Вильпертом точных копий с фресок, пересказаны многие его положения, ведётся полемика с использованием восточнохристианского материала.



 
PR-CY.ru