ВИЛЬПЕРТ Йозеф - Страница 2

Со страстью миссионера он защищал свою идею о разрыве связей с греко-римским миром; не допускал возможности сочетания в катакомбах христианских и языческих погребений; отказывался признавать, что раннехристианское искусство в формальном отношении есть продолжение традиций античной живописи и скульптуры. Но Йозеф Вильперт соглашался с тем, что в катакомбах могут быть символы и сюжеты гностического характера (особенно после открытия в 1911 г. склепа Тревия Юстуса второй половины III в. на Виа Латина). В искусстве катакомб он упорно искал корни римско-католической догматики и следы обрядов, характерных для зрелого периода Римско-католической церкви. Поэтому его работа по натурному изучению и фиксации памятников составляла неразрывное целое с их догматической интерпретацией. В серии публикаций 1890 гг. Йозеф Вильперт создал литургический и догматический комментарий к новооткрытым композициям, «подтягивая» произведения раннехристианского искусства в качестве иллюстраций догматов и обрядов Римско-католической церкви. Исследуя кладбище святых Петра и Марцеллина, он в работе «Ein Cyclus christologischer Gemälde» (1891 г.) трактовал его росписи как ранний цикл, связанный с изображением Христа (Христос с четырьмя святыми, Благовещение, Добрый Пастырь, Чудеса Христовы; сцены агап; изображения рая или евхаристии; Богородица с Младенцем между двумя волхвами); дал объяснение символики фигур орант, часто изображавшихся при погребениях ранних христиан. Йозеф Вильперт принял также участие в открытии христианских эпиграфий из Аквилеи, при публикации которых обратил внимание на упоминание в них крещения через обливание. Серьёзные выводы он сделал в 1890 гг. при работах на древнейшем из христианских некрополей Рима, катакомбах Присциллы («Греческой капелле», середина – вторая половина II в.). Композицию в её апсиде он рассматривал как евхаристический сюжет «Разделение хлебов», видя в центральной фигуре священника, преломляющего хлеб и наделяющего им участников трапезы. Другую фреску Йозеф Вильперт ассоциировал с явлением «освящённого девства» (virga sacro) и особым обрядом («чин девства»), в силу чего она была объявлена древнейшим из известных изображений христианского обряда (в католической литературе её называют «древнейшей литургической фреской христианства»). Он доказывал также, что в катакомбах Присциллы с середины II в. совершались обряды крещения и евхаристии. Эти предположения встретили резкую критику. П. Штайгер указал на отсутствие в помещении престола, на малый размер кубикулы, способной вместить не более десяти молящихся, и на произвольность толкований иконографии. Позже П.-А. Феврье доказал, что в композиции с Орантой из катакомб Присциллы правильнее видеть обычную в искусстве позднего Рима тему обучения ребёнка, а не сюжет, связанный с «чином девства». Не менее скептическое отношение вызвала и трактовка Йозефом Вильпертом картин пиров в «Капелле грека» как древнейших изображений евхаристического жертвоприношения.

 



 
PR-CY.ru