Словарь по христианству В ВАЧАГАН III БЛАГОЧЕСТИВЫЙ

ВАЧАГАН III БЛАГОЧЕСТИВЫЙ

ВАЧАГАН III БЛАГОЧЕСТИВЫЙ – царь Кавказской Албании (487–510 гг.), последний представитель албанской династии Аршакидов, племянник Ваче II, после отречения которого страна в течение 30 лет управлялась персидскими наместниками (марзпанами). Постоянные вторжения тюркоязычных племён через Каспийский проход (Чол), а также антисасанидские восстания на протяжении 450–480 гг. вынудили Сасанидов восстановить албанское царство. Правление Вачагана III Благочестивого было эпохой политического и культурно-религиозного возрождения Кавказской Албании. С целью достижения религиозного единства в стране и превращения христианства во всеобщую государственную религию Вачаган III Благочестивый преследовал и искоренял зороастризм и традиционные местные языческие культы, восстанавливал разрушенные и строил новые церкви и монастыри, восстанавливал церковную иерархию, создавал христианские школы. Стремясь закрепить независимость Кавказской Албании и учитывая большую политическую роль самостоятельной Албанской церкви, которая противостояла бы чуждым религиозно-политическим влияниям и ассимиляторской политике иноземных сил, Вачаган III Благочестивый считал необходимым упрочить пошатнувшиеся за время персидского владычества устои церкви, экономически укрепить её. С этой целью он созвал в 488 г. Агуэнский (Алуэнский) собор, который должен был утвердить самостоятельность Албанской церкви; принятые Собором 23 канонических правила были призваны усилить авторитет царской власти, обуздать своевольных феодалов, уравнять клир со светской знатью, урегулировать отношения податного сословия со светской знатью и духовенством. С помощью Агуэнских канонов Вачаган III Благочестивый стремился добиться религиозного единения всех сословий. В период его правления Кавказская Албания представляла собой феодальное централизованное государство. Царь был законодателем, верховным судьёй страны, возглавлял законодательный и совещательный органы светской и духовной власти, был главнокомандующим военными силами. Позиции церкви и духовенства были в этот период слабыми экономически и политически. На албанских церковных Соборах канонические правила разрабатывались в присутствии царя «светской знатью и духовенством» и получали юридическую силу после утверждения их печатями светской знати и царя. Власть албанского патриарха-католикоса была номинальной. Албанский царь сам назначал епископов, созывал Соборы, занимался разысканием христианских реликвий. Такое положение объясняется как слабостью идеологических позиций Албанской церкви, так и наличием в стране сильной центральной власти. В этом – одна из отличительных черт Албанской церкви от Армянской в IV–V вв. В последующем (VI–VII вв.) позиции Албанской церкви усиливаются.

 
PR-CY.ru