ВАЛЕРИАН - Страница 2

К христианам Валериан первоначально относился благосклонно, о чём свидетельствует Дионисий Александрийский (247/248 – 264/265 гг.), хотя исследователям это трудно объяснить ввиду приобретённой Валерианом в правление Деция репутации защитника традиционной римской религии. Летом 257 г. произошёл поворот имперской политики в сторону преследования христиан. Были изданы два указа (вероятно, отдельно для Запада и Востока), тексты которых до нас не дошли, но содержание с достаточной точностью реконструируется на основании свидетельств святителя Дионисия, Александрийского патриарха, и Карфагенского епископа Киприана. Гонение имело два этапа: на первом оно было направлено исключительно против представителей христианского духовенства, запрещало христианские собрания и богослужения, что стало известно из актов допроса Дионисия Александрийского проконсулом Египта Эмилианом. Он убеждал Дионисия поклониться языческим богам, чтобы его примеру последовали и остальные представители христианского духовенства и христиане. Встретив отказ епископа, Эмилиан упрекнул его в неблагодарности к милостям императора и объявил, что за непокорность тот высылается в Ливию, христианам же категорически запрещается собираться на христианских кладбищах для богослужений. Но собрания христиан не прекращались, ссылаемые представители духовенства сохраняли связи с паствой, их авторитет среди верующих только возрастал, а паства укреплялась в христианской вере. Так, епископ Киприан Карфагенский воодушевлял из ссылки свою паству воззваниями, оказавшими на верующих особое влияние. Второй этап гонений начался с распространения действия эдикта на всех христиан без исключения. По свидетельству Киприана, второй указ Валериана гласил: «Епископов, пресвитеров и диаконов немедленно забирать под стражу; у сенаторов же, почтённых людей и всадников римских, сверх лишения достоинства, отбирать ещё имущество и, если они и после того останутся непоколебимыми в христианстве, отсекать им головы; благородных женщин по лишении имущества ссылать в ссылку; у придворных же, которые или прежде исповедовали или теперь исповедуют Христа, описать имущество и по исключению их из числа придворных ссылать в оковах в императорские имения». Рядовые христиане в указе прямо не упоминались, но подразумевались. Мученических актов времени гонения Валериана сохранилось немного, самые известные из них – акты Киприана Карфагенского (ум. в 258 г.). Первую редакцию актов составляют «Жизнь и страдания Киприана», написанные его диаконом Понтием; вторую (проконсульские акты) – записи допросов Киприана у римского проконсула. Из других мучеников того времени известны епископ Сикст Римский и его диакон Лаврентий (ум. в 258 г.); епископ Фруктуоз Таррагонский (Испания) с двумя диаконами, Авгурием и Евлогием (ум. в 259 г.); диакон Иаков и чтец Мариан в Нумидии (Северная Африка). Пленение и гибель Валериана в Персии христиане считали наказанием за его гонение. Действие эдиктов против христиан было прекращено Галлиеном вскоре после известия о пленении Валериана.



 
PR-CY.ru