ВУЛЬФИЛА - Страница 3

Всё это давало основания исследователям утверждать, что Вульфила был умеренным арианином. С другой стороны, опираясь на сведения из биографии Вульфилы, сообщаемые епископом Авксентием Дуросторским (в дошедшей до нас редакции арианского епископа Максимина), некоторые исследователи считают Вульфилу (по крайней мере, в конце его жизненного пути) приверженцем радикального арианства, практиковавшегося аномеями. Существует также точка зрения, что доктрина Вульфилы отличается от всех известных течений в арианстве: он различал лиц Святой Троицы, среди которых единственный истинный Бог – это Отец, «бессмертный, единый, бесплотный, неизменный, совершенный в своей единой сущности». Эти положения свидетельствуют об учении Вульфилы, близком к богословским взглядам самого Ария. Епископ Авксентий приводит краткое исповедание веры, составленное Вульфилой на склоне лет: «Я, Вульфила, епископ и исповедник (confessor), всегда веровал так и в такой единственной и истинной вере отхожу к Господу моему: верую во единого Бога Отца, единственного нерождённого и невидимого (solum ingenitum et invisivilem), и в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, устроителя и создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, ибо един для всех Бог Отец, Который и Бога нашего Бог (ideo unus est omnium Deus Pater, qui et Dei nostri est Deus), и во единого Духа Святого, силу просвещающую и освящающую (virtutem inluminantem et sanctificantem), ибо говорит Христос после Воскресения апостолам Своим: “И я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше (quoadusque induamini virtutem ab alto)” (Лк. 24:49), и далее: “Примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой” (Деян. 1:8). Верую, что не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчинённый и повинующийся во всём Сыну, а Сын подчинён и повинуется во всём Своему Отцу». Мнение о том, что арианство Вульфилы было тем самым учением, которое приняли и исповедовали «варварские» народы, изменившие историю Средиземноморья в IV–VII вв., по мнению исследователей, не имеет надёжных оснований, поскольку сохранилось недостаточно свидетельств о вероисповедании этих народов. Существование богословской школы Вульфилы исследователи считают трудно доказуемым. Нет согласия между современными исследователями и в вопросе о связи Вульфилы с поздним латинским арианством, епископом Максимином и епископом Палладием из Ратиарии. В настоящее время основные исследования направлены на выявление единства итало-балканского арианства (региональной, иллирийской традиции), развивавшегося как геополитический феномен со времени Вульфилы до эпохи господства лангобардов в Италии. Согласно этой концепции, ариане, проживавшие на территории региона, независимо от этнической принадлежности и разговорного языка придерживались вульфилианского арианства (названного поэтому «готским») и стали частью так называемой церкви закона готского (Ecclesia legis Gothorum) – хранительницы иллирийской традиции и наследия Вульфилы.



 
PR-CY.ru