ВАНДАЛЫ - Страница 6

Наивысший расцвет культура вандалов переживает в IV в., когда богатейшие погребения знати появляются в Польше, в Закжуве, и в Восточной Словакии, в Островани (постепенный отказ от обряда кремации). Раннее искусство вандалов, как и древних германских народов Балтии и Скандинавии, представлено, в основном, орнаментальной (в том числе «звериного» стиля), но сюжетно достаточно сложной декорацией и простыми символическими композициями с изображениями божеств в облике людей и животных. Важной чертой этого искусства была высокая степень его адаптации к новым реалиям в ходе перемещения в другие зоны контактов. Уже в раннюю эпоху это позволило заимствовать ряд мотивов с изделий из драгоценных металлов, поступавших к германцам в значительном количестве из Римской империи. В ювелирном искусстве исследователи отмечают сильные восточные элементы, проникавшие с юга Восточной Европы и даже из Ирана. Это – и богатая цветовая гамма, включающая цветные эмали, и драгоценные камни и геммы, и различная разработка поверхности (филигрань, чернь, чеканка, гравировка и др.). Взаимопроникновение позднеримских и местных мотивов усилилось в эпоху Великого переселения народов, обогатившись с обращением вандалов в христианство новой иконографией и символикой. Как полагают исследователи, вандалам были свойственны общие для всех германцев на территориях Римской империи особенности архитектуры, такие как, например, использование неконструктивной, орнаментальной обработки плоскости стен и др. Жилая архитектура, как показывает планировка поселений, усадеб и домов, сохраняла североевропейские черты, заметны попытки усвоить классическую традицию, огрубляя её и делая более экспрессивной (что также отражено в развитии надгробных памятников). Данные о присутствии вандалов в Испании, Италии и Римской Африке более всего выражены в слоях осады и разрушения городов, в почти повсеместном срытии крепостных стен и в кратком существовании жизни во многих этих поселениях. Так, Лептис Магна к приходу византийцев был почти поглощён пустыней. Из письменных источников известно о большой тяге вандалов к имперской роскоши, об их стремлении накапливать и демонстрировать объекты искусства, захваченные у римлян. Но в немногих открытых местах захоронений обнаружены исключительно скромные погребения с изделиями из металла (украшения и оружие) в народном стиле, а также стекло и керамика. С приходом в Северную Африку византийцев (533 г.) всякие следы культуры вандалов окончательно исчезают.



 
PR-CY.ru