ВАНДАЛЫ - Страница 5

Повлияло на это, по мнению исследователей, то, что новый король, по материнской линии потомок римских императоров, долгое время провёл в Константинополе, где, возможно, сблизился с будущим императором Юстинианом I Великим (527–565 гг.). Нарушив клятву, данную при воцарении, Гильдерих возвратил православных священников из ссылки и разрешил замещение епископских кафедр. Православная церковь была восстановлена и в имущественных правах. 5 февраля 525 г. в Карфагене состоялся общеафриканский Собор под председательством нового митрополита Бонифация с целью реорганизации африканской церкви. Против этих изменений в религиозной политике выступила вдовствующая королева Амалафрида и готы из её окружения. Гильдерих заточил королеву в темницу, где она скончалась. Теодорих, узнав о смерти сестры, начал готовить поход против вандалов, но вскоре умер (526 г.). После ряда побед над маврами племянник короля Гоамер потерпел от них сокрушительное поражение, что явилось причиной заговора знатных вандалов, свергнувших короля и заключивших его в тюрьму. Король Гелимер (530–534 гг.), вступивший на трон в результате переворота, вернулся к традиционному курсу как в религиозной, так и во внешней политике. Он не был признан законным королём императором Юстинианом I, который после заключения мира с персами (532 г.) под предлогом защиты прав Гильдериха организовал экспедицию в Северную Африку. Армия под командованием Велисария, воспользовавшись обстоятельствами, не без труда преодолела сопротивление Гелимера (успевшего казнить Гильдериха) и захватила Карфаген (533 г.); весной 534 г. Гелимер был захвачен в плен. Вандальское королевство было уничтожено, Северная Африка вошла в состав Византийской империи. После подавления восстания Стодзы (530–540 гг.) вандалы практически исчезли, наличие нескольких солдат-вандалов в византийском войске – последнее свидетельство о некогда весьма многочисленном народе. Частые передвижения и постоянное смешение с другими германскими и отчасти славянскими племенами не позволяют исследователям археологически чётко отделить культуру вандалов. К древнейшим археологическим памятникам вандалов относят могильники в Ютландии и погребальные комплексы эпохи раннего железа в Силезии (I в. до н.э.). На территории рек Средний и Верхний Одер и современной Польши ряд учёных отождествлял с вандалами так называемую пшеворскую (западнославянскую) культуру. Материалы римского времени, найденные в этих районах, имеют много общего, особенно те, что относятся к обряду погребения (кремация останков в могилах без урн). Со второй половины II в. следы культуры вандалов иногда находят к востоку от Судет, в Карпатах Восточной Словакии и в районах, заселённых даками (Семиградье), вплоть до границ Римской империи.

 



 
PR-CY.ru