ВАНДАЛЫ - Страница 4

Им было повсеместно запрещено совершение религиозных обрядов, были закрыты принадлежавшие им храмы и конфисковано церковное имущество, собственность православного духовенства перешла к арианам. Православные священники были отправлены в ссылку, запрещались рукоположения, священнодействие и какие бы то ни было богословские споры. Все православные миряне, особенно занимавшие высокие посты, лишались своего юридического статуса, за исключением перешедших в арианство до 1 июня 484 г. У исследователей имеются многочисленные свидетельства преследований африканских мучеников-христиан в гонения Гунериха. Среди королей-ариан вандалов он отличался особой жестокостью и фанатизмом. При Гунтамунде (484–496 гг.), внуке Гейзериха, преследование православных прекратились. В 487 г. епископу Евгению было позволено возвратиться из ссылки, в 494 г. разрешили вернуться и другим епископам, открыли церкви. Благожелательное отношение к православию исследователи объясняют как характером короля, так и общим ослаблением власти в королевстве. Гунтамунд, не имевший таких значительных военных сил, как Гейзерих, отказался от договора с Одоакром и попытался отвоевать Сицилию (491 г.), но потерпел поражение от остготов Теодориха. В это же время в Африке активизировались мавры. При Тразамунде (496–523 гг.), брате и преемнике Гунтамунда, политика преследования православных возобновилась, но на этот раз гонения касались, прежде всего, епископата: запрещалось замещение овдовевших кафедр, вновь избранные епископы были отправлены в ссылку на Сардинию. Король стремился присоединить православных к арианству мирным путём. Будучи хорошо образован, он собирался провести богословский диспут: с Сардинии был вызван епископ Фульгенций Руспийский, но то ли его неуступчивость в вопросах веры, то ли протесты арианского клира вынудили Тразамунда вновь отправить Фульгенция в ссылку. Религиозную политику вандальского короля исследователи рассматривают в свете отношений с другим арианским правителем, остготским королём Теодорихом Великим (Тразамунд был женат на его сестре Амалафриде); в результате их союза мог возникнуть своего рода «арианский фронт» против Константинополя и императора Юстина I (518–527 гг.), проявлявшего интерес к положению православных в Африке. Возможность установления связи православных христиан с активизировавшимися мавританскими племенами также могла влиять на религиозную политику Тразамунда. При Гильдерихе (523–530 гг.), сыне Гунериха и Евдокии, политический курс Вандальского королевства изменился.

 



 
PR-CY.ru