Словарь по христианству В ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ, ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ, ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ, ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 28 июля), чудотворная. Обстоятельства прославления иконы изложены в «Повести душеполезной о чудотворном образе Пресвятыя Богородицы, иже в новгородской области в веси нарицаемой Выдропуске...», известной по списку из Сборника XVII в. Время создания «Повести…», автором которой назван «князь Егорий Звенигородский, иже именуется Токматон» (Юрий Иванович Токмаков, князь Звенигородский, воевода в царствование Ивана Грозного), исследователи относят ко второй половине XVI в. (возможно, к 1570 гг.). Источником повествования, как указал автор, стал рассказ Феодора корчемника, в монашестве Феодосия («в добродетели навык от соловецкого игумена Филиппа, именованием Колычева»), жившего в селе Выдропуск (ныне Выдропужск Спировского района Тверской области) близ храма великомученика Георгия, где находилась Выдропусская икона. Повесть относит время прославления иконы к событиям, связанным с покорением Новгорода великим князем Иваном III (1478 г.). Некий воин родом из «области града Мурома», из дружины великого князя, проходя со своим отрядом мимо Выдропужска, на правах победителя забрал из церкви Георгия Выдропусскую икону, стоявшую у царских врат, и поставил её в своём селе, в церкви святителя Николая. Перед Неделей жён-мироносиц, после утрени и чтения Акафиста Пресвятой Богородице, воин велел иерею отслужить молебен и перед Выдропусской иконой, назвав её «полонянкой». После прочтения Евангелия «внезапу трус бысть», церковь поколебалась, сорвало крышу, вихрем подняло икону и унесло прочь. Поражённые страхом люди упали на землю без чувств. Чудесный вихрь явился и около Выдропужска, вблизи церкви великомученика Георгия. Его свидетелем стал местный крестьянин Флор. Пономарь же храма Феодор, имевший обыкновение каждый день совершать каждение в опустевшем храме («после воинства того иерею не сущу ту у церкви»), обнаружил Выдропусскую икону лежащей в алтаре на престоле. Пономарь известил жителей села о совершившемся чуде перенесения иконы и напомнил предание о том, как эта икона уцелела после пожара, полностью уничтожившего храм во имя Георгия. Образ был найден под слоем пепла на месте алтаря лежащим ликом вниз, следы огня остались на незначительной части тыльной стороны иконы. Похититель иконы после её чудесного исчезновения осознал дерзость своего поступка и принял решение, сложив с себя воинский чин, совершить пешее паломничество в Выдропужск. Там он, увидев «полонянку» на прежнем месте, всенародно покаялся. В канву повести включено сообщение об иконе Божьей Матери «Умиление», «мерою яко локтя единаго», которая также была перенесена вихрем вместе с Выдропусской иконой из муромских пределов в выдропужскую церковь великомученика Георгия. На новом месте икона «Умиление» пребывала недолго, сопроводив «полонянку», она вернулась в свой храм святителя Николая. Священник тотчас сообщил об обретении на прежнем месте иконы воину, который, не ведая, где она пребывала, вопрошал: «Где бы и како ем семо возратися?» Это сообщение опосредованно отражает связь с находившейся в XIX в. в Сретенской церкви (1767 г.) города Торжка иконы Божьей Матери «Умиление», почитавшейся чудотворной, день памяти которой в первое воскресенье после праздника апостолам Петру и Павлу.

 



 
PR-CY.ru