ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 3

«Житие» Василия Всеволодовича и Константина Всеволодовича было составлено во второй половине 1520 гг. монахом Пахомием по благословению Ростовского и Ярославского архиепископа Кирилла III (известно в списках XVI–XIX вв., не издано). «Житие» содержит большое количество ошибок: Василий Всеволодович назван сыном Киевского князя Всеволода, указывается, что и сам он позднее княжил в Киеве. «Житие» сообщает, будто бы Василий Всеволодович и Константин Всеволодович погибли при взятии Ярославля Батыем, который был «родом града Ярославля от веси Череможския» (по замечанию Василия Осиповича Ключевского, «Житие» обнаруживает «равнодушие к... фактическому содержанию и к источникам, из которых оно черпается»). Монах Пахомий написал также службу святым князьям с двумя канонами (первый – с азбучным акростихом) и стихиры шестого гласа на день их памяти. Большинство списков службы сделано в старообрядческой среде. Василий Всеволодович обычно изображается в памятниках ярославского искусства вместе с братом. В стенописи князья чаще всего представлены на столпах, среди князей и воинов, в княжеских одеждах и с мечами в руках. На иконах Василий Всеволодович и Константин Всеволодович традиционно изображаются с другими ярославскими святыми князьями – Феодором Ростиславичем и его детьми Давидом и Константином. Часто Василий Всеволодович и Константин Всеволодович изображены в молении Ярославской или Толгской иконам Божьей Матери, образу Успения Пресвятой Богородицы; на этих иконах бывает написан и Успенский собор Ярославля. На иконе из собрания Ярославского историко-архивного музея «Василий и Константин в житии» (1640 гг.) представлено 31 клеймо, иллюстрирующее «Жития» святых князей-братьев, историю обретения мощей и посмертные чудеса. На иконе работы Игоря Смирнова «Василий и Константин с клеймами богородичных чудес» 1803 г. (Ярославский художественный музей), которая была живописной рамой к Ярославскому образу Божьей Матери, братья изображены несущими свою родовую святыню. Над Ярославской иконой написан земной шар с параллелями и меридианами, который увенчан Успенским собором, стоящим на стрелке между реками Волга и Которосль. Икона-складень «Василий и Константин в житии» XVII в. (Третьяковская галерея) отличается тем, что каждая из фигур обрамлена миниатюрными клеймами «Жития» и чудес. В 1681 г. были изготовлены две шитые пелены на раку Василия Всеволодовича и Константина Всеволодовича (Ярославский историко-архивный музей), на которых князья изображены в рост, прямолично (пелены были вкладом окольничего Михаила Петровича Головина в ярославский Успенский собор). В иконописных подлинниках даётся следующее описание Василия Всеволодовича: «Надсед, брада Василия Великого, шапка залом чёрной, шуба багор, круги белы, в левой руке держит град, а в нём церковь, а правая молебна, испод лазорь» (Николай Платонович Барсуков).



 
PR-CY.ru