ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ - Страница 7

Это касалось бывших великих княжеств Тверского и Рязанского (названы Тверь, Микулин, Рязань), некоторых новгородских волостей (Торжок), вотчин князей, издавна служивших Москве (Оболенск), и некоторых других (Белоозеро). Существенно ограничены права корпораций служилых князей суздальских, ярославских и стародубских распоряжаться землёй. Теперь они могли давать свои вотчины в монастыри в качестве вклада «по душе» и продавать кому бы то ни было, кроме наследников, лишь «с ведома царя и великого князя». Постановление было повторено в Стоглаве, в более позднем приговоре (1562 г.), где список служилых князей, которым запрещено давать в монастыри вклады без разрешения великого князя, значительно расширен (добавлены ростовские, тверские, оболенские и другие князья). Основная тенденция Уложения Василия Ивановича заключалась в сокращении роста монастырского землевладения и в попытке установить замкнутость землевладельческих корпораций в ряде старинных районов, ограничить оборот земель. Однако достигнуть существенных успехов в этом направлении великому князю не удалось, а князья и дети боярские продолжали делать вклады в монастыри. Политика Василия Ивановича в отношении монастырского землевладения и привилегий (податных, таможенных, судебных и других льгот) была различной на разных этапах. До 1511–1513 гг. он продолжал политику отца, сокращавшего и ограничивавшего эти привилегии. Усиленная раздача подтвердительных жалованных грамот монастырям в 1506–1507 гг. сопровождалась пересмотром ранее выданных документов, при этом подтверждались, главным образом, те грамоты, которые не содержали освобождений от податей, или же аннулировались статьи, освобождавшие от ряда платежей (яма, мыта, тамги и др.). Продолжалось ограничение льгот митрополичьего дома. Вместе с тем некоторые акты фиксировали крупные податные привилегии, т.е. Василий Иванович отступал, хотя пока ещё медленно, от неуклонного проведения ограничительных принципов Ивана III. Запрещение монастырям-вотчинникам взимать «пятно» (пошлину за клеймение продаваемых лошадей) связано с укреплением аппарата наместничьего управления в недавно присоединённых областях, оно не носило всеобщего характера. В системе материального обеспечения монастырей усиливалось значение руги, т.е. денежных и натуральных пожалований, которыми правительство пыталось заменить земельные дачи и податные привилегии. В великокняжеских жалованных грамотах монастырям 1511–1522 гг. часто даруются освобождения от податей, появляются статьи, в которых оговаривается неподвластность монастырских крестьян администрации государственных (чёрных) волостей. Период 1522–1533 гг. (после поставления митрополита Даниила) отмечен некоторым расширением монастырских и церковных привилегий. В особенности это относилось к таким авторитетным и влиятельным монастырям, как Иосифов Волоколамский, Кириллов Белозерский и ряд других, а также к владениям митрополичьей кафедры.

 



 
PR-CY.ru