ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ - Страница 5

Отсутствие наследника было, по-видимому, причиной того, что в правление Василия Ивановича не была проведена церемония, которая не могла не быть предметом его политических устремлений, – венчание по образцу процедуры 1498 г., при этом речь могла идти уже о царском титуле (в грамоте императора Максимилиана (1514 г.) Василий Иванович именовался Keiser). Царский титул спорадически употреблялся в грамотах Василия Ивановича, например, в грамотах 1510 г. псковским монастырям, где его использование имело целью подчеркнуть верховные права московского великого князя на присоединённые земли. Летописные и другие памятники времени Василия Ивановича проявляли большой интерес к церемонии 1498 г. (именно в них получила определение «Мономахова» (одна из использованных тогда инсигний) шапка). В 1510–1520 гг. на Руси были созданы литературные памятники, целиком посвящённые обоснованию главных составных частей идеологии православного царства, – цикл «Сказания о князьях владимирских» и послания старца псковского Елеазарова монастыря Филофея о Третьем Риме. Политика Василия Ивановича была более гибкой и менее противоречивой, чем политика Ивана III. С одной стороны, власть нуждалась в поддержке церковью своей внутренней и внешней политики, освящении авторитета великого князя, обосновании Божественной природы его власти. С другой стороны, фискальные интересы правительства, нужды социально-экономического развития, опасение слишком значительного усиления роли духовенства обусловливали политику, направленную на ограничение прав и самостоятельности церкви в экономической, судебно-административной и других сферах. Конфликт, возникший в начале правления Василия Ивановича в связи с переходом под патронат великого князя Иосифова Волоколамского монастыря, который находился на территории Волоцкого удела в юрисдикции Новгородского архиепископа, показал наступление светской власти на традиционную систему внутрицерковных отношений. В феврале 1507 г. Иосиф Волоцкий, жалуясь на «насилие удельное» (злоупотребления по отношению к монастырю со стороны князя Фёдора Борисовича), послал грамоты великому князю и митрополиту Симеону, прося принять монастырь «в великое государство». Игумен Волоколамского монастыря не только не имел благословения на это Новгородского архиепископа Серапиона, но даже не уведомил его о своём шаге и попытался сделать это лишь через два года – в 1509 г. Архиепископ отлучил Иосифа от церкви и попытался объяснить в Москве свою позицию, но ему не удалось добиться встречи ни с митрополитом, ни с великим князем, и он был сведён с кафедры. Церковный собор и митрополит Симон по указанию Василия Ивановича сняли отлучение с Иосифа, заочно осудили Серапиона, который был насильственно доставлен на заседание нового Собора (июль 1509 г.) и затем отправлен в заточение в московский Андроников монастырь.

 



 
PR-CY.ru