ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ - Страница 15

Василий Иванович изображён в рост в чине великосхимника, облачён в светлый хитон, коричневую мантию; тёмно-зелёная схима с киноварными крестами и аналав перехвачены поясом, куколь лежит на плечах. Лицо князя, написанное чрезвычайно живо, имеет характерные родовые палеологовские черты: длинный крючковатый нос, полные губы, глаза немного навыкате. Возможно, сначала икона была помещена в местный ряд иконостаса, непосредственно над гробницей Василия Ивановича, находящейся на солее собора, позднее перемещена на южную стену храма. По мнению исследователей, именно эта икона стоит у истоков традиции создания надгробных портретов иконного типа, которая существовала при царском дворе в XVI–XVII вв. Сходный образ Василия Ивановича-инока воспроизведён на фреске западной галереи Благовещенского собора, где он представлен в молении Святой Троице (собор расписан в 1547–1551 гг.; в XIX в. фигура князя была переписана на новом грунте по предварительно снятой кальке). Ко времени Ивана Грозного также относится икона «Богоматерь Тихвинская» из Благовещенского собора, на нижнем клейме которой в сцене моления молодого царя Ивана Васильевича рядом с самодержцем представлена фигура длиннобородого монаха (по мнению А.Г. Горматюка, изображён Василий Иванович). Аналогичная пара (юный царь и старец-монах) присутствует и на одном из клейм «Четырёхчастной иконы» из того же собора (1551 г.). Изображения Василия Ивановича представлены на страницах Царственной книги, где проиллюстрирована «Повесть о болезни и смерти Василия III». Одна из фресок диаконника Архангельского собора (1560 гг.) представляет собой сцену прощания умирающего князя с женой и двумя малолетними сыновьями. По мнению Евгения Степановича Сизова (1930–1979 гг.), первого исследователя фресок Архангельского собора, исторической основой этого сюжета послужил рассказ повести о прощании умирающего Василия Ивановича со своей семьёй (согласно другой точке зрения, эта сцена является иллюстрацией к «Канону на исход души»). В росписи Архангельского собора, созданной в 1564–1565 гг. (фрески переписаны в XVII в. в соответствии с древней иконографической программой), Василий Иванович был изображён также на западной грани северо-западного столпа как ктитор, при котором завершалось строительство храма. Он представлен в рост в трёхчетвертном повороте к центру храма. Его взор и молитвенный жест рук обращены к Спасителю, изображённому в медальоне, в верхнем правом углу композиции. Василий Иванович облачён в вишнёвое платье со светло-зелёным цветочным орнаментом и белую узорчатую шубу, на плечах поверх платья бармы, грудь пересекает охряная кайма – лор, деталь императорского облачения; голова непокрыта. В правой нижней части композиции – подобие покрытого тканью аналоя, на который возложен царский венец, имеющий вид трёхъярусной «тиары».



 
PR-CY.ru