Словарь по христианству В ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ

ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ

ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ (около 925 – после 973 гг.) – бенедиктинский монах, агиограф и историограф; один из представителей так называемого Оттоновского возрождения. Происходил из высшей саксонской знати. Около 940 г. попал в монастырь Корвей в Вестфалии, где получил прекрасное для того времени образование. Был знаком с историческими сочинениями Григория Турского, Плутарха и Светония, Горация, Вергилия и др. Видукинд Корвейский, автор ряда не сохранившихся до настоящего времени агиографических произведений, упоминает о них в сочинении «Деяния саксов в трёх книгах». Произведение «Деяния саксов» наряду с хроникой Титмара Мерзебургского (975–1018 гг.) занимает одно из главных мест в историографии X в. Своё сочинение Видукинд Корвейский адресовал дочери Оттона I Великого Матильде, аббатисе Кведлинбурга. Историческое повествование начато им около 967–968 гг. и доведено до года смерти германского императора Оттона I Великого (973 г.). В отечественной историографии этот факт отчасти подвергается сомнению. Полагают, что Видукинду Корвейскому принадлежит описание истории до 968 г., а остальная часть «Деяний саксов» была написана неизвестным автором. В книге I он освещает раннюю историю саксонского народа и время правления саксонского герцога, а затем германского короля Генриха I Птицелова (около 876 – 936 гг.). В книгах II и III описаны деяния и подвиги Оттона I Великого (912–973 гг.). Особое внимание автор уделил его борьбе с врагами из королевской семьи и саксонской знати. Исследователи отмечали плохую осведомлённость Видукинда Корвейского в том, что касалось деятельности Оттона I за пределами Германии. В доказательство приводилось отсутствие в соответствующем месте упоминания о коронации Оттона I императорской короной в 962 г. Краткий рассказ об этом событии появляется лишь в связи с Оттоном II Рыжим (955–983 гг.). По всей видимости, Видукинд Корвейский был вхож через архиепископа Вильгельма Майнцского в аристократические круги и выражал интересы определённой прослойки саксонских магнатов. Скорее всего, о таком глобальном событии, как имперская коронация Оттона I, хронист был осведомлён, но, выражая интересы тех слоёв духовенства, которые поддерживали политику продвижения на восток, специально принизил значение итальянского направления внешней политики Оттона I. Видукинд Корвейский подчёркивал вселенский характер власти императора, изображая Оттона I владыкой не только всей Европы, но и Азии и Африки, он понимал империю как сублимированную королевскую власть, не требующую санкции Рима. Основное для него – это описание истории войн саксов с окружавшими их народами, королей саксонской династии он прославлял за воинственность. Хронист доказывал, что Бог с теми, кто сражается на стороне короля. В «Деяниях саксов» была обоснована легитимность династии Оттонов: законность перехода власти от франков к саксам (919 г.) подтверждалась речью последнего франкского короля Конрада I (около 881 – 918 гг.), который на смертном одре передал свои полномочия Генриху I Птицелову. Исследователи отмечают, что «Деяния саксов» отличаются стилистическими заимствованиями из античных авторов, прежде всего, из Саллюстия и Светония, а также из Книги Маккавеев, использованием анекдотических и драматических элементов, введением в повествование речей и словесных дуэлей. Автор «Деяний саксов» собрал в своём произведении богатый материал по ранней истории славян: ободритов, доленчан, гаволян, лужичан, руан, чехов, укров, ротарей, моравов, вагров и вильцев. Термином «vicinae gentes» («пограничные народы») или народы-«barbari» («варвары») Видукинд Корвейский обозначил те славянские племена и народы, которых саксы рассматривали как объект своего влияния и завоевания (прежде всего, это славяне, жившие на Эльбе). Образ славянина у корвейского хрониста крайне тенденциозен и построен на противопоставлении саксов и варваров. По его мнению, главное отличие славян от германского населения в том, что они язычники (pagani) и поклоняются идолам. Саксы, бавары, швабы – это добропорядочные христиане, которые ратуют за установление христианского мира, и поэтому с ними благодать Божья.

 
PR-CY.ru