Словарь по христианству В ВАСИЛЬЕВСКИЙ Василий Григорьевич

ВАСИЛЬЕВСКИЙ Василий Григорьевич

ВАСИЛЬЕВСКИЙ Василий Григорьевич (1838–1899 гг.) – историк, основатель византиноведения в России. Академик Императорской Академии Наук (1890 г.; с 1876 г. – член-корреспондент по разряду историко-политических наук). Родился в семье сельского священника. Окончив Ярославскую духовную семинарию, поступил в Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге (1856 г.), после закрытия которого (1859 г.) перешёл на последний курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Талантливый студент обратил на себя внимание профессоров Николая Михайловича Благовещенского (1821–1892 гг.), Измаила Ивановича Срезневского (1812–1880 гг.), Михаила Матвеевича Стасюлевича (1826–1911 гг.) и был отправлен в командировку в Берлин (1862 г.), где учился у Теодора Моммзена (1817–1903 гг.) и Иоганна Густава Дройзена (1808–1884 гг.). После возвращения в Россию В.Г. Васильевский преподавал в гимназии г. Вильны, одновременно занимаясь изучением местных архивов; в 1869–1874 гг. опубликовал несколько работ по истории Литвы. В магистерской диссертации «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка» (1869 г.), посвящённой социальной реформе спартанских царей III в. до н.э. Агиса IV и Клеомена III, проявились важнейшие качества, свойственные исследованиям В.Г. Васильевского: тщательное и критическое изучение источников, начитанность, умение определить причины событий и осветить отдельные явления с общеисторической точки зрения. В 1870 г. ему была предложена кафедра в Санкт-Петербургском университете, а затем и на Высших женских курсах. В течение 30 лет он читал общий курс истории Средних веков, а предметом своих специальных изысканий сделал историю Византийской империи. В то время была популярна тема византийского влияния в русской истории, но не было специалистов по изучению Византии. В.Г. Васильевский был в этой области первопроходцем; он исследовал связи между Византией и Западом, историю южных славян, византийское влияние на Русь и пытался определить место Византии в системе государств Востока и Запада. В 1872 г. появился цикл его статей «Византия и печенеги (1048–1094 гг.)», который может быть назван образцом специального исследования. Используя ранее известные источники (сочинения Георгия Кедрина, Михаила Атталиата, Анны Комнины, переписку архиепископа Феофилакта Болгарского), В.Г. Васильевский показал, что именно кочевники решили судьбу Византии в 1086–1091 гг., накануне первого Крестового похода. Враждебные тюркские племена сельджуков и печенегов, встретившись в Малой Азии, пришли к осознанию своего родства и готовились объединиться, чтобы разрушить Византию и основать на её развалинах тюркскую державу. Но в то время как одни кочевники поставили империю на край гибели, другие принесли ей спасение: враждующие с печенегами половцы, вступив в союз с императором Алексеем I Комнином (1081–1118 гг.) нанесли печенегам сокрушительное поражение в битве при Левуни во Фракии (1091 г.). В этой же работе В.Г. Васильевский обосновывал подлинность обращения императора Алексея I Комнина к западноевропейским рыцарям с призывом о помощи в общей борьбе с вторжением неверных, что способствовало зарождению крестоносного движения. В обсуждении вопроса о разделении церквей он показал редкое для своего времени беспристрастие, высказывая сожаление, что полемика между греческими и латинскими богословами не пошла по пути соглашения, мира и уступчивости, который был указан Антиохийским патриархом Петром III (после 1052 – после 1056 гг.).

 



 
PR-CY.ru