ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 5

Август Людвиг Шлёцер (1735–1809 гг.) издал труд «Мировая история в её главных частях» (1785–1789 гг.), где особый раздел посвящён Византии. Не соглашаясь с Ш. Лебо, он видел в истории Византии благотворное сдерживание феодализма сильной государственной властью, первым сформулировал концепцию греческой нации, выразителем духа которой в Средневековье стала Византийская империя. Принципиально новый уровень науки в начале XIX в. наметила критическая школа во главе с Бартольдом Георгом Нибуром (1776–1831 гг.) и Ф.Я. Беком (1785–1867 гг.), которые на новых методологических основах начали изучение и сбор источников по истории Римской империи, уделяя первостепенное значение материалам по социальной истории, частноправовым актам, применяя критический филологический анализ к уже известным нарративным источникам. В 1799 г. было начато издание источников в серии «Monumenta Germaniae Historica». На основе опыта работы над ним в Бонне выходит свод источников по истории Византии – «Corpus scriptorium historiae Byzantinae» (так называемый Боннский корпус, 1829–1897 гг.), издаваемый Иммануилом Беккером (1785–1871 гг.), Людвигом Диндорфом, Ф. Шопеном и др. Появляются корпусы греческих и латинских надписей, позволившие впервые приступить к системному изучению эпиграфических материалов римской и византийской эпох. Другим важнейшим направлением стала немецкая историческая школа права во главе с Фридрихом Карлом фон Савиньи (1779–1861 гг.) и Леопольдом фон Ранке (1795–1886 гг.). Труды её представителя К.Э. Цехарие фон Лингесталя стали новым этапом в изучении византийского права как продолжения римского права, более детальной оценки социальных отношений в византийском обществе, роли церкви и государства. Им было предпринято издание первого сводного корпуса памятников византийского права (1856–1884 гг.). В исследованиях славянского мира Якоб Филипп Фальмерайер (1790–1861 гг.) впервые выдвинул концепцию принципиальной противоположности путей развития романо-германских и славянских народов Европы; он утверждал, что в VI–VIII вв. Византия полностью славянизировалась и утратила древний греко-римский дух. Тем самым была впервые поставлена проблема преемственности между Римской и Византийской империями. C этого времени одним из ключевых направлений поиска путей к пониманию феномена Византии стало исследование процесса трансформации античной империи в средневековую. Труды германской школы привели к постепенному пересмотру первоначальных отрицательных оценок византийской цивилизации. Генрих фон Зибель (1817–1895 гг.) в «Истории первого Крестового похода» (1841 г.) дал объяснение крестоносному движению, исходя из понимания особенностей религиозного мировоззрения средневекового общества. Неким итогом развития византиноведения этого периода стал фундаментальный труд Теодора Моммзена (1817–1903 гг.) «Римская история», где особое внимание было уделено истории поздней Римской империи, проявлено гораздо более тонкое, нежели у просветителей, понимание политического строя Римской и Византийской империи как «демократической монархии» – диалектического сочетания гражданских свобод и твёрдого административного правления.

 



 
PR-CY.ru