ВИКТОРИЙ АКВИТАНСКИЙ

ВИКТОРИЙ АКВИТАНСКИЙ – хронист, учёный-пасхалист (компутист) середины V в. О его жизни ничего не известно; по-видимому, он был священнослужителем; Геннадий Марсельский (вторая половина V в.) упоминает его в сочинении «О церковных писателях» как «тщательного вычислителя». Около 457 г. Викторий Аквитанский составил в ответ на вопросы римского архидиакона (будущего папы) Илария (461–468 гг.) сочинение о принципах вычисления даты Пасхи, известное под заглавием «Пасхальный ход», приложив к нему пасхальную таблицу. Сохранились извлечения из этого труда под заглавием «О пасхалии и рождении четырнадцатой луны» (их авторство, как и арифметический трактат Виктория Аквитанского «Книга исчисления», в средневековых рукописях обычно приписывается Беде Достопочтенному). Принципы исчисления Пасхи Виктория Аквитанского, основанные на применении 19-летнего лунного цикла, около 465 г. были приняты Римской церковью вместо менее точного 84-летнего лунно-солнечного цикла. В VI в. в Риме на смену пасхалии Виктория Аквитанского пришла александрийская пасхалия, получившая распространение на Западе благодаря трудам Дионисия Малого (около 470 – между 537 и 556 гг.). С пасхалистическими принципами Виктория Аквитанского полемизировали Виктор Капуанский (VI в.), Беда Достопочтенный (около 672/673  -- 735 гг.) и Колумбан (около 540 – 615 гг.). Тем не менее, пасхалия Виктория Аквитанского продолжала употребляться в королевстве франков; в 541 г. её одобрил Собор галльского духовенства в Аврелиане (современный Орлеан), в VII–VIII вв. она распространилась на подвластную франкам территорию Германии и лишь при Карле Великом (742/747/748 – 814 гг.) была вытеснена римской пасхалией Дионисия Малого. Геннадий Марсельский упоминает, что Викторий Аквитанский составил также хронологические таблицы событий от сотворения мира, которыми пользовались при составлении своих «Хроник» Проспер Тиро Аквитанский и Кассиодор. Исследователи допускают, что Викторию Аквитанскому также принадлежит сочинение «Пролог Пасхи».

 
PR-CY.ru