Словарь по христианству В ВАЛЕНТИНИАН I Флавий

ВАЛЕНТИНИАН I Флавий

ВАЛЕНТИНИАН I Флавий (321–375 гг.) – римский император (с 26 февраля 364 г.). В молодости поступил на военную службу и сделал успешную карьеру. По свидетельству церковных историков V в. Феодорита Кирского, Сократа Схоластика и Созомена, при императоре Юлиане Отступнике (361–363 гг.) он, как искренний христианин, был вынужден оставить службу из-за отказа участвовать в языческих жертвоприношениях. К моменту кончины императора Иовиана (330/331 – 364 гг.) вновь находился на военной службе; 26 февраля 364 г. на совещании высших гражданских и военных чинов в Никее был выдвинут на императорский престол и избран войсками императором. 28 марта Валентиниан I в Константинополе осуществил провозглашение соправителем с титулом августа своего младшего брата Валента (328–378 гг.), передав ему в управление Восток и оставив за собой западную часть Римской империи – префектуры Галлия, Италия и Иллирик. В 367 г. в г. Паризии (современный Париж) Валентиниан I провозгласил своего старшего сына Грациана (359–383 гг.) соправителем с титулом августа (без раздела территории империи). Во время своего правления Валентиниан I, в основном, находился в галльских резиденциях Паризии и Августе Треверов (современный Трир), ведя борьбу с вторжениями алеманов и саксов, заботился о провинциалах, облегчая бремя податей, и находился в оппозиции к римской знати. Но в 368 г. по его поручению в Риме многие знатные люди были казнены по обвинениям в колдовстве и прелюбодеянии. Валентиниан I скоропостижно скончался во время кампании против квадов и сарматов. Его правление отличалось веротерпимостью, о чём свидетельствует Аммиан Марцеллин. Амвросий Медиоланский хвалит императора за то, что он предоставил свободу церкви, и представляет его как врага язычества. Эдикт Валентиниана I в Кодексе Феодосия показывает, что политика веротерпимости распространялась на языческие культы и иудаизм, но в 372 г. последовал запрет манихейских собраний, а в 373 г. была запрещена практика перекрещиваний в христианской церкви. Это решение коснулось, главным образом, донатистов, перекрещивавших всех своих приверженцев. Покровительство христианству выразилось в том, что Валентиниан I восстановил привилегии клириков, дарованные императором Константином Великим, но отменённые в правление Юлиана Отступника. При этом было ограничено освобождение клириков от куриальной ответственности, а также запрещено наследование священнослужителями имений вдов и сирот. Склонный принимать никейское вероисповедание, Валентиниан I не насаждал его как обязательное для всей церкви, воздерживался от вмешательства в догматические споры и не оказывал поддержки ни одной из богословских партий. Так, попытка епископов Илария Пиктавийского и Евсевия Верцельского сместить с Медиоланской кафедры арианствующего епископа Авксентия I оказалась безрезультатной благодаря его прошению к Валентиниану I о заступничестве. Также безрезультатным оказалось осуждение епископов Валента и Урсакия на Римском соборе 368 г.: оба они остались на своих кафедрах. После смерти Урсакия император не препятствовал избранию на кафедру Сингидунума арианина Секундиана. С другой стороны, он одобрил избрание в Медиолане после смерти Авксентия никейца Амвросия (374 г.). Следствием политики невмешательства в дела церкви стало почти повсеместное восстановление никейского православия на западе Римской империи, т.к. арианство, насаждавшееся здесь при императоре Констанции II, не имело под собой почвы. Ариане сумели удержать за собой лишь несколько епископских кафедр в Иллирике, в том числе Сирмий и Сингидунум. Несмотря на то, что вторая жена Валентиниана I Юстина была арианкой, она не имела возможности открыто поддерживать арианство при жизни своего мужа и не оказывала никакого влияния на его религиозную политику.

 
PR-CY.ru