ВАЛЕНТ - Страница 2

С походом Валента под Адрианополь связан рассказ Феодорита Кирского (386/393 – 457 гг.) о предсказании преподобного Исаакия Далматского о грядущей катастрофе и гибели императора как о каре за притеснение православной церкви. В сфере религиозной политики Валент вернулся к принципам, которые сложились при императоре Констанции II. Официальной религией в Восточной империи вновь стало умеренное арианство, которое базировалось на определениях Аримино-Селевкийского и Константинопольского соборов 359–360 гг. В течение своего правления Валент находился под влиянием этой партии во главе с императрицей Домникой и арианским епископом Константинополя Евдоксием. Однако при сохранении официального арианства правительство было вынуждено считаться с большим влиянием на Востоке омиусиан и никейцев, в том числе святителей Афанасия Великого и Василия Великого, которые пользовались поддержкой императора Валентиниана и папы Римского Либеллия. Около 366 г. на Соборе в Тиане (Каппадокия) значительная часть омиусиан перешла на позиции никейского вероисповедания. Большинство фактов преследования православных при Валенте не были связаны с непосредственными распоряжениями императора, а стали результатом противоборства религиозных партий внутри городских общин, как это было в Александрии с Афанасием Великим, который был возвращён на кафедру с согласия Валента. В то же время были изгнаны со своих кафедр православные епископы Мелетий Антиохийский, Македоний Константинопольский и Пётр Александрийский (преемник святителя Афанасия) как предстоятели столичных общин, где властям была необходима абсолютная лояльность. В Константинополе по приказу Валента были сожжены на корабле 70 именитых православных граждан (в том числе священники), которых обвинили как зачинщиков беспорядков в столице, происшедших после изгнания Македония. Поддерживая арианство в крупных городах, Валент, тем не менее, не проводил настойчивой политики по его распространению. Относительная индифферентность императора-военного к церковным делам сделала возможным постепенное укрепление позиций никейского вероисповедания на Востоке и фактически подготовила торжество православия, закреплённое на втором Вселенском соборе в Константинополе (381 г.).



 
PR-CY.ru