ВАЛЕНТ и УРСАКИЙ - Страница 3

Однако в 358 г. в Сирмий к императорскому двору прибыло посольство Анкирского собора во главе с епископом Василием Анкирским, который представил Констанцию истинное положение дел на Востоке, где вторая сирмийская формула была отвергнута абсолютным большинством епископов. На некоторое время Валент и Урсакий, ранее убеждавшие императора, что именно эта формула сможет восстановить мир в церкви и положить конец богословским спорам, лишились расположения Констанция. Император в жёсткой форме потребовал от них подписать омиусианское вероисповедание, предложенное епископом Василием Анкирским (третья сирмийская формула), и они были вынуждены подчиниться. Однако после отъезда епископа Василия Валент и Урсакий постепенно восстановили своё влияние на Констанция, которого они смогли убедить отказаться от чисто омиусианской формулировки о «подобии Сына Отцу по сущности» в пользу более общей – «о подобии во всём», предложенной Марком Арефузским. Весной 359 г. император собрал в Сирмии представителей различных богословских партий и потребовал от них подписать эту новую формулу (четвёртую сирмийскую). Урсакий подписал её безоговорочно, но Валент опустил слова «во всём», и лишь приказ со стороны императора, заметившего хитрость, заставил его дописать пропущенные слова. После этого Констанций предоставил Валенту и Урсакию все полномочия по проведению этой новой формулы на Ариминском соборе. Когда они прибыли в Аримин, Собор, состоявший из 400 епископов, подавляющее число которых были приверженцами никейского исповедания, уже открыл свои заседания. Привезённый Валентом и Урсакием из Сирмия текст вероисповедания был с негодованием встречен всеми православными епископами, которые подтвердили свою приверженность Никейскому Символу веры и отлучили Валента и Урсакия от общения за отказ произнести анафему на арианство. Последние, впрочем, образовали свой «Собор» из 80 арианствующих епископов, на котором и подписали вероисповедание, получившее название «датированной веры». Таким образом, Ариминский собор распался на две части, православную и арианскую, каждая направила делегацию в Константинополь к императору. Ариане во главе с Валентом и Урсакием сумели опередить православных и очернить их перед императором. Православные делегаты даже не были приняты, получив приказ дожидаться в Адрианополе возвращения императора из персидского похода. Валент и Урсакий путём уговоров и угроз убедили их поставить свои подписи под только что составленным ими вероисповеданием, где в сокращённом виде повторялась четвёртая сирмийская формула, но в соответствии с изначальным стремлением ариан были опущены слова о подобии Сына Отцу «во всём» и вместо этого заявлялось, что Сын подобен Отцу «согласно Писанию» (слово «сущность» вообще изымалось из употребления). После того как православные делегаты подписали эту формулу, им было позволено вернуться в Аримин; туда же прибыли Валент и Урсакий, потребовав от прочих участников Собора подписать новое вероизложение.

 



 
PR-CY.ru