ВАЛЕНТ и УРСАКИЙ - Страница 2

Другое послание они направили к самому Афанасию, сообщая о своём стремлении пребывать в мире и церковном общении с Александрийским епископом. Папа Юлий отменил решения Сардикийского собора о низложении Валента и Урсакия, сочтя их покаяние достаточным. Послания раскрывают истинную сущность иллирийских епископов: склоняясь к строгому арианству, оба готовы были в любой момент поменять свои убеждения при изменившихся политических обстоятельствах. Это проявилось и после 351 г., когда сторонник ариан император Констанций установил свою власть над всей территорией Римской империи. В 350 г. в Галлии был убит император Констант; в ходе гражданской войны с провозгласившим себя на Западе императором Магнецием Констанций одержал крупную победу над своим противником возле Мурсы (28 сентября 351 г.). Валент, бывший епископом этого города, первым прибыл ко двору Констанция сообщить о победе над узурпатором, заявив, что эту весть принёс ему ангел. Это произвело на императора сильное впечатление, и впоследствии Констанций всецело доверял Валенту, не сомневаясь в его духовных добродетелях. Пользуясь влиянием на императора, Валент стал активно действовать в пользу арианства. В том же году Валент и Урсакий вместе с восточными епископами добиваются на Соборе в Сирмии осуждения Маркелла Анкирского и его ученика Фотина Сирмийского и возводят на кафедру Сирмия, главного города Иллирика, арианина Герминия. В изданной этим Собором формуле исповедания веры проводился чётко выраженный субординационизм в отношениях между Отцом и Сыном. Крупную победу над никейцами Валенту удалось одержать в 353 г. на Соборе в Арелате, где Констанций передал в его руки все полномочия. Валент убедил собравшихся епископов подписать осуждение Афанасия Великого, внушив им, что это дело касается лично опального Александрийского архиепископа и не связано с вопросом о Никейском вероисповедании. Успех Валента побудил вступить в активную борьбу с никейцами более осторожного Урсакия, и в 355 г. они вместе добились осуждения святителя Афанасия на Соборе в Медиолане. Чтобы ввести православных епископов в заблуждение, Валент применил ту же тактику, что и в Арелате, доказывая, что речь идёт только о «преступлениях» Афанасия. Добившись осуждения главного защитника решений Никейского собора большинством западных епископов, Валент и Урсакий решили открыто провести арианское исповедание веры. Они сыграли решающую роль в составлении текста второй сирмийской формулы (август 357 г.). Исследователям точно не известно, были ли они её авторами, но она отвечала их подлинным воззрениям, т.к. в ней утверждалось, что Сын ниже Отца во всём.

 



 
PR-CY.ru