Словарь по христианству В ВРЕДЕ Вильям

ВРЕДЕ Вильям

ВРЕДЕ Вильям (1859–1906 гг.) – немецкий протестантский библеист либерального направления. Родился в семье лютеранского пастора, богословское образование получил в Лейпцигском (1877–1879 гг.) и Гёттингенском (1879–1881) университетах, где среди его учителей были Адольф фон Гарнак (1851–1930 гг.) и Альбрехт Ричль (1822–1889 гг.). После защиты докторской диссертации о Клименте, епископе Римском (1891 г.), Вреде Вильям был профессором Нового Завета в университете г. Бреслау (1892–1906 гг.). Он считается одним из основателей так называемой школы истории религии. В работе о задачах и методе богословия Нового Завета (1897 г.) выступил против доминировавшего в его время литературно-критического подхода и, прежде всего, за привлечение к анализу первохристианских текстов других источников по религии, а также истории Восточного Средиземноморья этого периода. Библейское богословие Нового Завета, по Вреде Вильяму, должно стать «историей первохристианской религии и богословия», учитывающей социальный и политический контекст существования первохристианской религии, и не должно быть связано задачей систематического синтеза результатов историко-критического исследования и изложения их по традиционным разделам христианской догматики. Работа Вреде Вильяма «Мессианская тайна в Евангелиях» (1901 г.) подвела черту под целым этапом истории критических реконструкций так называемой жизни исторического Иисуса. До него среди библеистов доминировала точка зрения, согласно которой самое раннее Евангелие от Марка представляет исторически достоверную картину земного служения Иисуса Христа и постепенного раскрытия Его мессианского самосознания. Вреде Вильям утверждает, что те места, где Иисус повелевает хранить тайну – нечистым духам, которые единственные узнают в Иисусе Мессию уже в начале Его служения, свидетелям чудесных исцелений больных (Мк. 1:25, 34; 3:12), – а также само объяснение ученикам, не понимающим учения в притчах о Царстве Божьем (Мк. 4), являются лишь литературным приёмом евангелиста и не имеют отношения к истории. Замысел евангелиста, по его мнению, состоит в том, чтобы показать, что никто, кроме самого близкого круга учеников Иисуса, не узнал о его мессианстве в течение всей его жизни, и что оно было раскрыто только после воскресения. Таким образом, вывод Вреде Вильяма лишал какого-либо исторического фундамента различные критические реконструкции «жизни исторического Иисуса», т.к. и самое раннее Евангелие отражало лишь послепасхальную христологию, которая была создана более ранней традицией с целью, как полагал Вреде Вильям, примирения немессианского сознания Иисуса и веры христианской общины в воскресшего Мессию. В последующих исследованиях Евангелия от Марка были отвергнуты или изменены как вывод Вреде Вильяма о немессианской жизни Иисуса, так и его допущение домарковского возникновения «мессианской тайны». С помощью метода анализа редакций был сделан вывод о том, что основные элементы мотива мессианской тайны и собственно богословская интенция восходят к евангелисту Марку. В работе об апостоле Павле (1904 г.) Вреде Вильям пытается показать существенное различие между апостолом Павлом и Иисусом Христом. Если Иисус выступает с проповедью на всем понятном языке и предлагает людям этическое учение, то апостол, по Вреде Вильяму, выражает своё учение об искуплении всего мира в метафизических понятиях и терминах. В апостоле Павле Вреде Вильям видит «второго основателя христианства» и первого христианского богослова, при этом учение апостола об оправдании верой – это реакция апостола Павла на конфликт с иудаизмом, а не основная тема его богословия.

 
PR-CY.ru