ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ - Страница 10

Союз с Литвой, означавший для Василия I Дмитриевича поддержку его сына-наследника, связывал внешнеполитическую активность московского великого князя, который должен был следовать курсу Витовта. В 1422 г. московские полки были посланы в помощь литовскому великому князю, организовавшему поход на Тевтонский орден. Объединённое войско взяло немецкий замок Голуба (Голюб) на реке Дрвенце и три месяца воевало во владениях ордена. Напряжёнными в 1420 гг. оставались отношения Пскова и Литвы. В 1423 и 1424 гг. псковичи посылали посольства в Москву с просьбой о помощи, но московский великий князь, в 1406 г. начавший из-за Пскова войну с Витовтом, не оказал им даже дипломатической поддержки. Василий I Дмитриевич был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. При жизни великого князя этот храм был расписан византийским мастером Феофаном Греком, который в 1405 г. вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублёвым расписал другую княжескую церковь в Московском Кремле – Благовещенский собор. В 1408 г. по повелению Василия I Дмитриевича иконники преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный начали расписывать главный храм Северо-Восточной Руси того времени – владимирский Успенский собор. Церковная политика Василия I Дмитриевича, в основном, была связана с митрополичьей кафедрой. Помимо сказанного выше о его отношениях с митрополитами Киприаном и Фотием исследователи отмечают возвращение кафедре в начале XV в. Нижнего Новгорода и Городца, переданных в 1374 г. из Митрополичьей области Суздальской епархии. По-видимому, Василия I Дмитриевича интересовало и положение дел в некоторых епархиях – показательно, что на Тверскую и Рязанскую кафедры, находившиеся на территориях независимых от Москвы Тверского и Рязанского княжеств, в начале XV в. были назначены настоятели московских монастырей, соответственно Антоний (настоятель Спасского на Бору монастыря) и Сергий (Азаков) – настоятель Симонова Старого монастыря. Не были обойдены вниманием московского великого князя и отдельные обители, получавшие от него жалованные грамоты. Пожалования не были щедрыми: жаловались пустоши, места рыбных ловель, соляные варницы, иногда деревни, но не сёла; не был широк в грамотах и перечень иммунитетных привилегий. Василий I Дмитриевич выдавал жалованные грамоты своим (княжеским) монастырям – московскому Симонову и юрьевскому Успенскому на Воинове горе. Несколько грамот получили монастыри Нижегородского княжества: Спасо-Евфимиев в Суздале, Никольский Дудин. Ряд грамот великий князь выдал Троице-Сергиеву монастырю на пустоши и деревню в Кинеле и Кистьме, соляные варницы в Соли, в Переяславле, который был великокняжеским владением. Василий I Дмитриевич подтвердил жалованную грамоту Пермской епархии. Прижизненные образы Василия I Дмитриевича и его супруги – великой княгини Софии Витовтовны – представлены на лицевой стороне (справа от нижнего креста) «большого» саккоса митрополита Фотия (1414–1417 гг.); оба в княжеских одеждах, на головах короны, без нимбов. Василий I Дмитриевич – фронтально, в правой руке украшенный жемчугом скипетр, левая в молении, фигура Софии – вполоборота, руки в молении. Изображения Василия I Дмитриевича известны также в ряде памятников монументальной живописи середины XVI в., связанных с идеей преемственности власти московских государей от византийских императоров: в росписи Золотой палаты великокняжеского дворца (1547 г., не сохранилась, известна по описанию XVII в. Симона Ушакова), в росписи галереи Благовещенского (1564 г.) и Архангельского (1564–1565 гг.) соборов Московского Кремля.



 
PR-CY.ru