Словарь по христианству В ВАН ДЕЙК Антонис

ВАН ДЕЙК Антонис

ВАН ДЕЙК Антонис (1599–1641 гг.) – южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Ван Дейк часто называется учеником Пауля Рубенса (1577–1640 гг.), но формально им не был, поступив к нему в мастерскую после окончания обучения у известного живописца Хендрика ван Балена (около 1575 – 1632 гг.), писавшего картины на мифологические темы. Тем не менее, развитием своего таланта он всецело обязан Рубенсу, у которого почти сразу стал главным помощником. Ван Дейк представляет собой тип очень рано сформировавшегося художника, и его первые картины, где по мастерству он почти равен Рубенсу, исполнены им ещё в юном возрасте. На своих ранних автопортретах он производит впечатление баловня счастья, одарённого обаятельной, несколько женственной наружностью. Ван Дейк очень заботился об этой наружности и манерах, явно позирует и старается, между прочим, обратить внимание на свои красивые руки. Он родился в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка, был седьмым из двенадцати детей. С первых шагов своей карьеры стремится приобщиться к родовой аристократии, прельщённый внешней стороной её культуры. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, – портрет 70-летнего старика. С 1615 г. у Ван Дейка уже была собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». К его ранним работам относится «Автопортрет» (около 1615 г., Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 гг. он создаёт цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: «Святой Симон» (около 1618 г., Лондон, частное собрание), «Святой Матфей» (около 1618 г., Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере (сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира). В феврале 1618 г. Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. Хотя общий характер его многочисленных религиозных и мифологических картин обусловлен влиянием Рубенса, но его ярко выраженная индивидуальность придаёт им своеобразный стилистический характер. Ван Дейк избегает всего, что может казаться чрезмерно мощным и тяжеловесным. Его мужчины утрачивают атлетическое сложение рубенсовских героев, женские образы отличаются утончённостью форм и большей нервностью, экспрессией. Ван Дейк далёк при этом от банальной и условной идеализации типов, предпочитает другие модели, умеет найти для них изящные, но вместе с тем правдивые позы и никогда не теряет чувство живого образа. Так, картина, изображающая святого Мартина, отрезающего часть своего плаща, чтобы поделиться им с нищим, наглядно показывает присущие Ван Дейку мастерство. Не только калеки на первом плане охарактеризованы со всей беспощадностью реализма, но и образ молодого рыцаря, несмотря на отличающую его элегантность, дышит жизненной правдой.

 



 
PR-CY.ru