Словарь по христианству В ВИППЕР Борис Робертович

ВИППЕР Борис Робертович

ВИППЕР Борис Робертович (1888–1967 гг.) – русский искусствовед, автор статей и монографий по теории и истории мирового искусства, видный педагог, музейный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959 г.), член-корреспондент АХ СССР (1962 г.), сын Роберта Юрьевича Виппера (1859–1954 гг.). Круг интересов Бориса Робертовича Виппера составили античность, итальянское Возрождение и барокко, нидерландская и голландская живопись XV–XVII вв., искусство Англии, русская архитектура XVII–XVIII вв., русская живопись XIX в. Борис Робертович Виппер окончил историко-филологический факультет Московского университета (1911 г.). В 1913–1923 гг. работал в Румянцевском музее хранителем картинной галереи. В 1914–1917 гг. читал лекции в Народном университете им. А.Л. Шанявского. С 1915 г. – приват-доцент Московского университета. Совершал поездки в Италию, Голландию, Вену, Париж для работы в библиотеках и музеях. С 1918 г. участвовал в работе музейной секции Наркомпроса. В 1918 г. защитил магистерскую диссертацию «Проблема и развитие натюрморта» (Казань, 1922 г.), был утверждён профессором Московского университета, где до 1924 г. читал лекции и проводил семинары. В 1922–1923 гг. – руководитель Института истории искусств, в 1923–1924 гг. – заведующий секцией изобразительных искусств при ГАХН. С 1924 по 1941 г. преподавал в Латвийском государственном университете и в Рижской АХ. В 1927 г. защитил докторскую диссертацию в Каунасском университете. В 1937 г. с исследовательскими целями посетил Италию, Францию, Голландию. С 1941 г. – старший научный сотрудник Института истории материальной культуры АН СССР, профессор и заведующий кафедрой истории искусства ИФЛИ. В 1943 г. возглавил кафедру общего искусствознания, в 1949–1955 гг. – заведующий кафедрой западноевропейского искусства в МГУ. В 1944 г. Борис Робертович Виппер вместе с отделом из ИИМК перешёл в Институт истории искусств АН СССР, созданный под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960 гг.); тогда же стал заместителем директора по научной части ГМИИ. В 1959 г. возглавил межсекторную группу по истории искусствознания, с 1960 г. – комплексный сектор классического искусства Запада Института истории искусств, основной задачей которых было комплексное изучение пространственных искусств, музыки, театра, литературы. Под руководством Бориса Робертовича Виппера и при его участии создавался многотомный коллективный труд «История европейского искусствознания» (М., 1963–1969 гг.); им была задумана и начата, а впоследствии продолжена его учениками и сотрудниками комплексная «История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в.: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр» (М., 1980, 1988, 1995 гг.). В своих работах Борис Робертович Виппер исследовал панораму мирового искусства, развивавшегося по историческим этапам и фазам, основываясь на понимании его как средства познания мира. Вкладом учёного в теорию искусства стала концепция исторической логики смены стилей, изучение феномена «борьбы течений» как отражения внутренних противоречий эпохи в переходные исторические моменты, разработка вопросов метода в искусствознании.

 



 
PR-CY.ru