ВУКОВИЧИ - Страница 2

В художественном отношении эти издания представляют достаточно сложную картину. Сюжетные и «портретные» гравюры, которыми особенно богато украшены Сборник 1536 г. и Минея праздничная (для последней ряд изображений резался специально), выполнены в традициях итало-критской иконописи, одним из крупных центров которой в XVI в. была Венеция. Орнаментику изданий, в первую очередь, заставки, характеризует сочетание образцов традиционного для сербской рукописной книги балканского плетёного стиля с ренессансными. Своеобразной издательской маркой Божидара, появившейся раньше его герба, является сокращённое написание его имени «БО(ж)» на стилизованном щите в заставках. Его новшеством в кириллическом книгопечатании является издание роскошных экземпляров на хорошо выделанном пергамене, например, прекрасно сохранившийся экземпляр Октоиха 1537 г. из монастыря Крка в Далмации (ныне в НБС). Литературная деятельность Божидара ограничивается пространными предисловиями и послесловиями к изданиям. В них он следует традициям средневековых сербских книгописцев (так, об изданных книгах часто говорится «писана», «написана»). Постоянно в текстах упоминается о духовном просвещении сербского народа. Подчёркнутая лояльность формулировок в отношении османских правителей указывает на то, что предполагалось широкое распространение изданных книг среди славян, находящихся под властью султана. Виченцо Вукович (первая половина XVI в. – после 1563 г.), сын Божидара Вуковича. В начале своей деятельности он предлагал свои услуги папскому окружению, намереваясь издавать книги для славян-католиков (в частности, для дубровникских францисканцев), но его инициатива не получила поддержки (возможно, он принимал участие в изданиях, предназначенных для православных). При Виченцо деятельность типографии приобретает коммерческий характер, хотя в предисловиях и послесловиях сохраняются (как и в изданиях Божидара) слова о духовном просвещении сербов. Многие его издания, вместе с оформлением, предисловиями и послесловиями (Псалтирь с восследованием 1546 г., Молитвенники 1547 и 1560 гг., Служебник 1554 г.), являются перепечаткой книг его отца. Исключение составляет Триодь постная, изданная совместно со Стефаном Мариновичем из Скадара в 1561 г. Графическим новшеством изданий Виченцо, придающим им отличный от традиционной кириллической рукописной книги облик и появившимся уже в Псалтири 1546 г., является обрамление полосы набора рамкой из клише с богатым ренессансным орнаментом, включающей портретное или сюжетное изображение в нижней части страницы, заимствованное, вероятно, из оформления венецианских католических изданий. В Молитвеннике 1560 г. есть гравюра с изображением Распятия несомненно западной иконографии. Вслед за отцом Виченцо продолжил практику роскошных изданий части тиража на пергамене. Свои издания он сопровождал гербом в стиле ренессанс, представляющим усложнённый вариант отцовского.

 



 
PR-CY.ru