Словарь по христианству В ВИППЕР Роберт Юрьевич

ВИППЕР Роберт Юрьевич

ВИППЕР Роберт Юрьевич (1859–1954 гг.) – историк, академик (с 1943 г.). Проявлял интерес к методологическим проблемам исторического познания. Его университетские курсы и учебники по всеобщей истории пользовались в России большой популярностью. От традиционных они резко отличались оригинальностью идей, стилем, приближённостью к современным исканиям в исторической науке. В области мировоззренческой для него характерна повышенная чувствительность к «веяниям времени». Как историк считал себя учеником Владимира Ивановича Герье (1837–1919 гг.), Александра Александровича Шахова (1850–1877 гг.), Василия Осиповича Ключевского (1841–1911 гг.). Его работы разных жанров конца XIX в. носят отчётливые следы влияния Огюста Конта (1798–1857 гг.) и его русских последователей. Это – идея «консенсуса», дополненная теорией факторов, равнозначности последних (плюрализм); эволюционизм и связанное с ним чрезмерное внимание к детализации, непрерывным сдвигам; стирание границ между эпохами; взгляд на исторических героев, прежде всего, как на продукт среды с недооценкой значимости их самостоятельного вклада в ход общественного развития и, наконец, слияние социологии с конкретной историей. Р.Ю. Виппер писал: «Едва ли есть необходимость различать две особые науки – абстрактную социологию и конкретную собственно историю». Сходную позицию в этом вопросе занимали большинство русских историков-позитивистов (Н.А. Рожков, В.О. Ключевский, Д.М. Петрушевекий, П.Г. Виноградов и др.). Следы перечисленных идей проявляются в ста конкретно-исторических трудах и философско-исторических работах, к которым относятся: предисловие к русскому переводу книг Огюстена Тьерри «Опыт истории происхождения третьего сословия» (1899 г.); «Общественные учения и исторические теории XVIII–XIX вв. в связи с общественными движениями на Западе» (1899 г.); «Общество, государство, культура XVI века на Западе» (1897 г.); «Школьное преподавание древней истории и новая историческая наука» (1898 г.). Второй период эволюции исторического мировоззрения Р.Ю. Виппера падает на начало XX в. (1900–1923 гг.), до его эмиграции в Латвию. Подавляющее большинство работ этого времени связано не с конкретной историей, а с её теоретическими проблемами: «Новые направления в философии общественной науки» (Мир Божий. 1903. № 11), «Два типа интеллигенции» (1912 г.), «Заметки историка о современных религиозных исканиях» (1916 г.), «Кризис исторической науки» (1921 г.), «Судьбы религии» (1921 г.), «Круговорот истории» (1923 г.), «Очерки теории исторического познания» (1911 г.), сборник «Гибель европейской культуры» (1923 г.). Доминирующим настроением этой поры было сознание кризиса, катастрофы, хаоса, гибели. Это сознание возникло у Р.Ю. Виппера ещё до Первой мировой войны.

 



 
PR-CY.ru