ВАН ГОГ Винсент Виллем - Страница 7

В начале XX в. состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905 гг.) и Амстердаме (1905 г.) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912 г.), Нью-Йорке (1913 г.) и Берлине (1914 г.), что оказало заметное влияние на последующие поколения художников. К середине XX в. Винсент Ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории. В 2007 г. группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором он был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль». Наряду с творениями Пабло Пикассо (1881–1973 гг.) работы Ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. В число проданных за более чем 100 млн. (в эквиваленте 2011 г.) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы». Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 г. за 57 млн. долларов, невероятно высокую цену в то время, а его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990 гг. (по оценкам, цена продажи составила 80–90 млн. долларов). Картина Ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82,5 млн. долларов. В своём последнем письме к Тео Винсент признался, что, поскольку у него не было детей, то он рассматривает свои картины как потомство. Размышляя над этим, английский историк Саймон Шама пришёл к выводу, что он «действительно имел ребёнка – экспрессионизм, и много-много наследников». Шама упоминает широкий круг художников, которые адаптировали элементы стиля Ван Гога, в их числе – Виллем де Кунинг (1904–1997 гг.), Говард Ходжкин (род. в 1932 г.) и Джексон Поллок (1912–1956 гг.). Фовисты (Анри Матисс, Андре Дерен и др.) расширили область применения цвета и свободу в его использовании (так же как и немецкие экспрессионисты из группы «Die Brucke» и другие ранние модернисты). Абстрактный экспрессионизм 1940 и 1950 гг. рассматривается как частично вдохновлённый широкими, жестикуляционными мазками Ван Гога. Вот что сказала искусствовед Мери Сью Хаббард (1931–2002 гг.) о выставке «Винсент Ван Гог и экспрессионизм»: «В начале двадцатого века Ван Гог дал экспрессионистам новый живописный язык, который позволил им выйти за рамки внешнего поверхностного видения и проникнуть глубже в сущность истины. Это не случайность, что в тот самый момент Фрейд также открывал глубины модернового по сути понятия – подсознания. Эта прекрасная интеллектуальная выставка отдаёт Ван Гогу место, которое принадлежит ему по праву – первопроходец искусства модерна». В 1957 г. ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909–1992 гг.) на основе репродукции картины Ван Гога «Художник на пути в Тараскон», оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений. Он был вдохновлён не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим Ван Гогом, которого Ф. Бэкон расценивал как «отчуждённого лишнего человека» (положение, резонировавшее с настроением Бэкона). В дальнейшем ирландский художник отождествил себя с теориями Ван Гога в искусстве и процитировал строки из его письма к брату Тео: «Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими». С октября 2009 по январь 2010 гг. в музее Винсента ван Гога в Амстердаме состоялась выставка, посвящённая письмам художника, затем, с конца января по апрель 2010 г., выставка переехала в Королевскую академию художеств Лондона. В честь Винсента Ван Гога назван кратер на Меркурии. Он изображён на бельгийской почтовой марке 1974 г. В честь Ван Гога названа улица в городке Овер-сюр-Уаз, где художник прожил свои последние месяцы жизни.



 
PR-CY.ru