Словарь по христианству В ВАВИЛА

ВАВИЛА

ВАВИЛА – Антиохийский епископ (238 – около 250 гг.), священномученик, пострадавший в гонения императора Деция (249–251 гг.); память в православной церкви 4 сентября (по юлианскому календарю), в католической церкви 24 января. Согласно житию, во время языческого праздника в Антиохии император Нумериан (283–284 гг.) захотел войти в христианский храм во время литургии, но был изгнан епископом Вавилой. Епископа арестовали, на допросе он открыто исповедал себя христианином. Вавилу заковали в цепи, водили по городу и принуждали поклониться языческим богам и отречься от Христа. Епископа сопровождали его ученики – трое родных братьев: Урван, Прилидиан и Епполоний в возрасте 12, 9 и 7 лет. Их также принуждали поклониться идолам, а за отказ отрокам нанесли раны по числу их лет. Затем их вместе с Вавилой повесили на дереве и подвергли пытке огнём. Видя упорство христиан, император приказал их обезглавить. У Евсевия Кесарийского эта история изложена иначе. Он сообщает, что Вавила принял антиохийскую кафедру после епископа Зевина (Зебина), а скончался «в тюрьме после исповедания». Его преемником стал Фабий (251–253 гг.). Вавилу погребли вместе с учениками, в гроб были положены его оковы. В 351 г. Констанций II Галл (337–361 гг.) построил в Дафне (предместье Антиохии) небольшой храм и перенёс в него мощи святого Вавилы и пострадавших с ним отроков. Это – первый известный случай официального торжественного перенесения мощей. Сократ Схоластик (около 380 – после 439 гг.) в своей «Церковной истории» сообщает предание, что когда Юлиан Отступник (361–363 гг.) открыл языческие храмы в Антиохии, то, придя к оракулу дафнийского Аполлона, не смог получить ответы на свои вопросы, т.к. дух «страшился соседа, мученика Вавилы, тело которого лежало в недалёкой от того места гробнице». По указанию императора мощи святого были перенесены из Дафны в другой город. В ряде византийских календарей Вавила Антиохийский отождествляется с Вавилой Никомедийским, чья память совершается в тот же день, но достаточных оснований для такого отождествления нет. Мученик Никомидийский пострадал при императоре Максимиане (285–305 гг.) вместе с 84 отроками. Старец Вавила во время гонений на христиан скрывался от преследователей и тайно наставлял детей в христианской вере, о чём было донесено императору. По его приказу Вавила с учениками были арестованы. За отказ отречься от Христа он был избит так, что все его кости были переломаны. Затем ему повесили на шею груз и, заковав ноги, бросили в темницу. Император обратился к ученикам Вавилы, малолетним детям, с призывом отречься от Христа, пообещав за это тем, кто был постарше, почести и награды. Аммоний и Донат твёрдо исповедали христианскую веру, за что были подвергнуты побоям, другие дети также отказались приносить жертвы идолам. Заключив их в темницу, император приказал повесить Вавилу и бить железными прутьями, но, видя его стойкость, понял, что пытки не принудят Вавилу и его учеников к отречению от Христа, и приговорил их к усечению мечом. Вавила был казнён первым, а затем и все 84 отрока. Согласно житию, мощи Вавилы и его учеников христиане положили в три ковчега и переправили из Никомидии в Константинополь, где они, вероятно, хранились в монастыре Хора; единственная церковь, посвящённая Вавиле, находилась в квартале Саллюстя (по другим источникам – в Константинопольском предместье Евдом, недалеко от императорской резиденции). В книге «О церемониях византийского двора» императора Константина VII Багрянородного (912–920 гг.) эта церковь названа «церковью младенцев». После разрушения её болгарами (IX в.) все находившиеся там мощи были перенесены в Студийский монастырь. Кроме греческих редакций жития Вавилы сохранилась также одна армянская.

 
PR-CY.ru