Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ III Георгиадис

ВАСИЛИЙ III Георгиадис

ВАСИЛИЙ III Георгиадис – Константинопольский патриарх с 30 июня 1925 г. по 29 сентября 1929 г. Родился в Стамбуле в 1846 г. Изучал теологию и литературу в Афинском университете, который окончил в 1871 г. В 1872–1880 гг. – профессор духовной семинарии на о-ве Халки, преподавал древнееврейский язык, герменевтику, Ветхий и Новый Завет. С 1884 г. – доктор философии Мюнхенского университета. Работал в библиотеках Рима, Берлина, Лондона и Вены. В 1884 г. вернулся в Стамбул и был назначен директором патриаршей духовной семинарии в Галате (в 1884–1889 гг.). В декабре 1884 г. был рукоположён во диакона и священника. В 1889 г. был избран епископом Центральной Греции. До избрания на патриарший престол был митрополитом Анхиальским (с 1888 г.), Пелагонийским (с 1909 г.), Никейским (с 1910 г.). В Никее оставался до обмена населением Греции и Турции. В 1906 г. стал свидетелем пожара, который уничтожил Анхиало, сгорел его дом, с большой библиотекой. После вынужденного отречения патриарха Константина VI (1924–1925 гг.) Синод 13 июля 1925 г. избрал митрополита Василия, которому было 79 лет, новым патриархом. Томосом от 30 июля 1925 г. новый Константинопольский патриарх признал решение Синода Румынской православной церкви о провозглашении её патриархатом. В отличие от своих предшественников Григория VII (1923–1924 гг.) и Константина VI, поддерживавших обновленцев в Русской церкви, Василий III занял нейтральную позицию в отношении «обновленческого» раскола, воздерживаясь от прямого вмешательства в противостояние между «тихоновской» церковью и обновленцами, которые старались любыми способами заручиться поддержкой Константинопольского патриархата. 21 июля 1925 г. обновленческий Синод отправил ему поздравительную телеграмму в связи со вступлением на престол. В ответной телеграмме Василий III благодарил за поздравление и выражал надежду на «умиротворение и соединение Святой братской Русской Церкви». 30 июля 1925 г. обновленческий Синод направил ему послание с приглашением посетить Москву и возглавить предстоящий Поместный собор. В ответном послании Василий III повторил призыв к миру и преодолению раскола и, поблагодарив за приглашение лично присутствовать на Соборе, отказался, написав, что «...по нашему мнению, личное наше присутствие на Вашем Соборе и не столь необходимо». В 1928 г. Василий III окончательно оформил претензии Константинопольского патриархата на свою юрисдикцию над всеми православными общинами и епархиями вне территории Поместных церквей. Однако эти претензии были признаны на тот момент только Александрийской церковью, получившей взамен от Фанара признание её прав на все православные общины в Африке, и (де-факто) Элладской церковью, которая, назначая своих клириков на заграничные приходы, стала временно передавать их в юрисдикцию Константинопольского патриархата. 4 сентября 1928 г. было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского мирного договора 1923 г. (заменившего Севрский договор 1920 г.) на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинства островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского патриархата, вошли в состав Элладской церкви (т.е. были ей административно подчинены), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 г. Успеху переговоров способствовала дружба и личная переписка между патриархом Василием III и его бывшим учеником Афинским архиепископом Хризостомом (Пападопулосом). 28 мая 1929 г. архиепископ Хризостом написал патриарху Василию III, что Элладский Синод согласен на все его условия относительно митрополитов «новых территорий» с одной поправкой – за богослужением они должны наравне с патриархом поминать Священный Синод Элладской православной церкви. В итоге поправка была принята. Патриарх Василий III – масон, являлся членом Великой масонской Ложи Греции. Он – автор многих работ в области богословия и истории церкви, среди которых исследования, посвящённые святителям Иоанну Златоусту (1902 г.) и Григорию Богослову (1903 г.), сборник статей по нравственному богословию (1908 г.). В период его патриаршества начался выпуск официального периодического издания Константинопольского патриархата «Ортодоксиа» («Православие»). Скончался 29 сентября 1929 г. в Стамбуле.

 
PR-CY.ru