ВУНДТ Вильгельм Макс - Страница 2

Под воздействием достижений физиологии органов чувств Вундт выдвинул свою психологическую программу, в которой занимала важное место картина «сенсорной мозаики». По его мнению, эта «мозаика» и есть та «материя», из которой построено сознание. Если первоначальный смысл новых идей в физиологии состоял в установлении объективных (т.е. независимых от сознания) отношений между стимулами и психическими реакциями, то право психологии на самостоятельность Вундт обосновывал совершено иными соображениями: принципиальным отличием сознания от всего внешнего и материального. Психология, по Вундту, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта, постигаемый путём самонаблюдения, интроспекции. Все остальные науки изучают результаты переработки этого опыта. Тем самым выдвигался тезис, что психология лежит в основании всех других наук. Это направление получило название психологизма. Вундт считал, что доступ к сфере непосредственного опыта должно давать «правильно поставленное» самонаблюдение, которое становится научным, только будучи включённым в эксперимент. Поскольку интроспективный эксперимент осуществим лишь в отношении «низших» психологических процессов, Вундт был вынужден признать, наряду с экспериментальной (и физиологической) психологией низших психических процессов, необходимость существования и совсем иной (описательной и исторической) психологии высших психических процессов и образований (так называемой «психологии народов»), методом которой является анализ проявлений человеческого духа в формах культуры (в языке, обычаях, мифах и т.д.). Вундт рассматривал миф как исток и первичную форму религиозных представлений. Особое место в его концепции занимает теория актуальности душевного начала. Согласно ей, душа является целостной, но не простой, она есть субъект, но не субстанция, она – событие, деятельность, развитие. В области духовного вместо эквивалентности причины и следствия, которой подчиняются все явления природы, действует закон увеличения энергии, в чём проявляется творческая сила духа. Мир – это целесообразное развитие духа, который надо рассматривать как божественную мировую волю. В области философии Вундт находился под влиянием позитивистской и лейбницианско-кантианской традиции. Он рассматривал процесс познания как восхождение от непосредственного восприятия обыденной жизни, через рассудочное познание частных наук, к разумному познанию – философскому синтезу знания о духовных, наделённых волей ценностях. Вундт предполагал, что такой философский синтез знания снимает дуализм естественнонаучного (объективного) и психологических (субъективного) методов, свойственных рассудочному познанию. Однако выдвинутая им концепция «аналитической интроспекции», предназначенная для изучения «непосредственного» опыта, а не только рефлексии («внутреннего опыта» человека по Джону Локку), и разработанные программы экспериментальной и социальной (культурно-исторической) психологии, сохраняли механистический и дуалистический характер его философских представлений. Последнее сказалось в приверженности Вундта идеям поэлементного членения сознания и психофизиологического параллелизма. Его экспериментальная (и физиологическая) психология была, прежде всего, психологией экспериментального самонаблюдения, строго ограниченной рамками изучения только низших психологических функций типа ощущений, восприятий, элементарных реакций на различные раздражители. Иначе говоря, его метод интроспекции в процессе эксперимента раскрывает только ту часть переживаний, которая известна испытуемому. Поэтому для исследования высших психических функций (речи, мышления, воли) Вундт предложил принципиально иной метод – анализ элементов культуры и обыденного сознания, главным образом, языка, обычаев и нравов, являющихся формами проявления «коллективной воли» (или «народного духа»). В его варианте «психология народов» (область этнической и социальной психологии), недоступная для изучения с помощью экспериментальных методов, становится описательной наукой, фиксирующей «творческий синтез» индивидуальных сознаний. Обширные и чрезвычайно ценные материалы на тему психологии народов, собранные Вундтом, не превратились в удовлетворительную психологическую теорию, а дуализм его психологии оказался одновременно как дуализмом метода, так и предмета исследования. Интроспекционизм – древняя концепция и, как показал исторический опыт, бесперспективная для научного исследования психологических фактов. Вундт вносил в неё коррективы, с помощью которых, как он считал, преодолевались слабости старого интроспекционизма. Всё откровеннее он подчинял психологическую работу укреплению своей философской доктрины (на рубеже века он вообще оставил экспериментальные занятия). Поскольку намеченная в молодые годы программа создания физиологической психологии была им выполнена, он перешёл к разработке второй части своего замысла – созданию социальной (культурно-исторической) психологии, изучающей высшие функции не с помощью лабораторных приборов и интроспекции, а по объективным продуктам культуры (язык, миф, искусство и т.д.). На эту тему он написал 10-томную «Психологию народов» (первый том вышел в 1900 г., десятый – в 1920 г.). Соч.: Основание физиологической психологии. М., 1880; Этика. Т. 1–2. СПб., 1887–1888; Очерк психологии. СПб., 1897; Введение в философию. М., 1902.



 
PR-CY.ru