Словарь по христианству В ВОЛЬНЕЙ Константин Франсуа

ВОЛЬНЕЙ Константин Франсуа

ВОЛЬНЕЙ Константин Франсуа (1757–1820 гг.); подлинная фамилия – Буажире – французский просветитель, философ, учёный-ориенталист, политический деятель. Научные интересы Вольнея включали вопросы религиоведения, истории философии, этики. Источником его миропонимания был деизм, а также сенсуализм Джона Локка (1632–1704 гг.) и Этьена Бонно де Кондильяка (1715–1780 гг.). Положив сенсуалистическую теорию познания в основу своих воззрений, Вольней не стал целиком на позиции материализма XVIII в., оставаясь сторонником деизма. Он признавал существование «тайной силы, одушевляющей Вселенную», но одновременно учил, что «самое правильное» отношение к божеству – обращение к изучению законов природы. Сознание человека Вольней сравнивал с зеркалом, отражающим вещи; отражение может быть правильным и искажённым; критерий истинности лежит в ощущениях. Во всех тех случаях, когда предметы могут быть восприняты органами чувств человека, устраняются разногласия между людьми и обретается объективное знание. Данное положение Вольней положил в основу анализа религии и своей теории общественной морали. Происхождение религии он, подобно другим просветителям, объяснял чувством страха, невежеством и «теорией обмана». В своих работах Вольней прослеживал различные этапы развития религии, начиная с олицетворения сил природы до образа христианского Бога, где Он превратился в отвлечённое существо, в некую метафизическую субстанцию. Вместе с Шарлем Франсуа Дюпюи (1742–1809 гг.) Вольней выдвинул так называемую астральную теорию происхождения религии, согласно которой большое место в религиозном мировоззрении занимает мистификация звёздного неба. Он считал, что мысль о существовании многих богов возникла у людей на основе наблюдений за движением небесных светил. В вопросе об историчности Христа Вольней полагал, что образ Богочеловека своими корнями уходит в предшествовавшие восточные культы умирающих и воскресающих богов. Вольней отвергал теорию божественного происхождения государственной власти и идею божественного промысла в человеческой истории. В основе всех действий людей он усматривал стремление к удовлетворению личного интереса, себялюбие, отвращение к страданию. Правильно понятый личный интерес может превратиться в интерес общественный; в будущем народы поймут значение общественного счастья: бедняки обретут свою силу в идее равенства, богачи же склонятся к умеренности и подчинят свои частные интересы общественным интересам. Эти идеи легли в основу его программы объединения народов в «Генеральные штаты Европы», которые должны были функционировать на базе принципов «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. Вольней принимал активное участие в революционных преобразованиях Франции 1789–1794 гг. Соч.: Руины, или размышления о расцвете и упадке империй. М., 1928; Избранные атеистические произведения. М.,1962.

 
PR-CY.ru