ВОЙТЫЛА Кароль

ВОЙТЫЛА Кароль (1920–2005 гг.) –  польский философ, ксёндз (с 1946 г.), епископ (с 1958 г.), архиепископ Краковский (с 1967 г.), кардинал (с 1967 г.), папа Римский (в 1978–2005 гг.) с именем Иоанн Павел II. С 1938 г. изучал философию и польскую филологию в Ягеллонском университете (Краков), затем философию и теологию в Риме (1946–1948 гг.), в 1946 г. принял сан священника, в 1956–1978 гг. был профессором Католического университета г. Люблина, в 1958 г. защитил докторскую диссертацию «Оценка возможности создания христианской этики на основе системы Макса Шелера». Философские воззрения Войтылы концентрировались вокруг этики, моральной философии и философской антропологии. Центральные вопросы, над которыми он размышлял: чем является человек и каковы его обязанности? Эти вопросы решались им с точки зрения христианской религии, прежде всего, католицизма. Вместе с тем Войтыла стремился достичь определённого синтеза теологии и философии. Наряду с католической философией и теологией, важную роль в таком синтезе играло феноменологическое влияние, особенно со стороны Макса Шелера (1874–1928 гг.). Войтыла является автором книг «Любовь и ответственность» (1960 г.), «Личность и поступок» (1969 г.), «Личность и любовь» (1991 г.), «Проблема субъекта морали» (1991 г.) и около 800 философско-теологических статей. В допонтификальный период он принимал активное участие в разработке ряда документов второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.), будучи членом комиссий по изучению проблем личности, религиозной свободы, брака, семьи и культуры. Ему принадлежит ведущее место в разработке современного католического варианта социальной роли и функций церкви. В его понимании, церковь и личность – это два взаимно обусловливающих друг друга феномена, представляющих собой наиболее общие рамки, в которых должны истолковываться все социальные процессы. Церковь в работах Войтылы предстаёт как некая надструктурная общность, не связанная ни с каким общественным строем. Она должна выполнять важную социальную миссию, заключающуюся в освобождении мира от социальных, политических и экономических конфликтов несоциальными, неполитическими и неэкономическими методами. По этой причине церковь выступает у него как средоточие жизни не только для католиков, но и для всех людей. Войтыла считал, что этика Макса Шелера слишком бедна содержанием, чтобы служить единственной основой для христианской этики. Однако можно в интересах христианства адаптировать концепцию его морального опыта и персоналистические идеи, достаточно отчётливо выраженные у этого философа. Персонализм, объединяющий, с одной стороны, мотивы М. Шелера, а с другой – традицию Аристотеля и Фомы Аквинского, стал главной основой воззрений Войтылы. С персоналистической точки зрения он рассматривал человека как существо, проявляющее себя в действиях. Действие является выходом за пределы самого себя, собственного одиночества, и благодаря этому – открытостью миру и другим людям. Именно в действии человек познаёт самого себя в качестве морального субъекта, и этот опыт ведёт к моральным ценностям, укоренённым в человеческой воле. Поэтому невозможно разрабатывать этику, не обращаясь к психологии и философской антропологии. Долг человека – самосовершенствование посредством добрых дел, последние же проистекают из устроения жизни в согласии с принципами, сформулированными Фомой Аквинским. Однако Войтыла несколько иначе расставлял акценты, чем Аквинат. На первый план выдвигались вопросы ответственности, свободы и любви как выражений человечности. Не все томисты признали взгляды Войтылы соответствующими духу св. Фомы. После избрания папой Войтыла был вынужден в силу обстоятельств закончить свою академическую деятельность. Однако энциклики, обращения и другие документы, автором которых является Иоанн Павел II, несут на себе отражение его философии. Он высказывается за экуменизм, за уважение достоинства как верующих, так и неверующих, а в социальных проповедях, решительно критикуя любые проявления тоталитаризма, подчёркивал также теневые стороны и недостатки либерализма. Сферой компетенции католической этики папа Иоанн Павел II объявлял не абстрактного, а «реального, конкретного и исторического человека» (энциклика «Redemptor hominis»). В рамках этой дисциплины понтифик разрабатывает и призывает других теологов и религиозных философов разрабатывать не только традиционные религиозно-этические категории («моральное благо», «моральное зло» и др.), но и понятия демократии, достоинства, ценности и прав личности, социального равенства, социальной справедливости и т.д. В изданной в 1998 г. энциклике «Fides et Ratio» он рассматривал традиционную проблему соотношения веры и разума, подчёркивая автономию веры относительно религиозного авторитета. Особенность философско-теологического понимания человека и общества, а также принципов, на которых они должны развиваться, во многом определяли специфику социальных энциклик других документов Иоанна Павла II. Соч.: Основания этики // Вопросы философии. 1991, № 1; Единство в многообразии: Размышления о Востоке и Западе. Милан-М., 1993. См. также ИОАНН ПАВЕЛ II и ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru