Словарь по христианству В ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА КУЛЬТ

ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА КУЛЬТ

ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА КУЛЬТ – гражданская религия в деистическом духе, внедрявшаяся во время Великой Французской революции в 1794 г. в виде ряда официальных государственно-революционных празднеств. Культ Верховного Существа утверждался властями в борьбе, во-первых, с христианством, прежде всего, с католицизмом как традиционной религией большинства французов (представляя собой часть процесса дехристианизации), а во-вторых, с рационалистическим «культом Разума», за который выступали конкурирующие группировки во властных кругах. Он предназначался для упрочения якобинской диктатуры, укрепления единства между разными социальными слоями революционеров, в конечном счёте – для эффективной борьбы с монархической и церковной контрреволюцией. С идейной стороны культ Верховного Существа наследовал деизму Просвещения (Вольтер) и во многом философским взглядам Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.), допускавшего божественный промысел. Культ опирался на понятия естественной религии и рационализма. Целью культа, включавшего также ряд праздников в честь республиканских добродетелей, было «развитие гражданственности и республиканской морали». Термин «Бог» избегался и заменялся термином «Верховное Существо». Данный термин употреблялся философами и публицистами и до революции с разным религиозным и философским содержанием (в том числе и в рамках традиционного католицизма). Важно, что он был включён в авторитетную «Декларацию прав человека и гражданина» 1789 г.: права были установлены Национальным собранием «перед лицом и под покровительством Верховного Существа». Введённый в 1793 г. якобинцами новый текст «Декларации…» отсылает уже не к «покровительству», но по-прежнему к «присутствию» Верховного Существа. Культу Верховного Существа противостоял организуемый левыми радикалами во главе с Пьером Гаспаром Шометтом (1763–1794 гг.) «культ Разума», стоявший на рационалистических позициях. Христианские церкви закрывались (массово с ноября 1793 г.), подвергались разграблению, объявлялись «храмами Разума», в них проводились праздники в честь «Богини Разума», которую в ходе театрализованных представлений изображали актрисы. В Париже в алтаре собора Нотр-Дам Богиню Разума играла актриса Оперы. Во время праздников Разума на юге Франции, организатором которых был будущий наполеоновский префект полиции Жозеф Фуше (1759–1820 гг.), устраивалась казнь преступников. На неприятие атеизма и культа Разума и поддержку культа Верховного Существа ориентировалась наиболее влиятельная часть якобинцев – монтаньяры во главе с Максимилианом Робеспьером (1758–1794 гг.). Робеспьер понимал, что население Франции в массе своей продолжает сохранять традиционную веру, и опасался сужения социальной базы революции. Идея же Верховного Существа, по его словам, «носит республиканский и общественный характер». В марте 1794 г. были осуждены и казнены радикальные якобинцы во главе с Жаком-Рене Эбером (1757–1794 гг.) и Пьером Шометтом, а культ Разума запрещён. 7 мая 1794 г. Робеспьер произнёс в Конвенте речь, завершив её проектом декрета об учреждении культа Верховного Существа. Первый его пункт гласил: «Французский народ признаёт Верховное Существо и бессмертие души».

 



 
PR-CY.ru