Словарь по христианству В BАХ Йоахим

BАХ Йоахим

BАХ Йоахим (1898–1955 гг.) – немецко-американский религиовед, специализировавшийся в области социологии религии и сравнительного религиоведения, историк религии, протестант. Родился в Чемнице (Саксония), умер в Орселине (Швейцария). С раннего детства занимался музыкой, литературой, поэзией, а также классическими и современными языками. После двух лет военной службы поступил в Лейпцигский университет, в 1919–1920 гг. обучался в Мюнхене и в Берлине. Затем вернулся в Лейпциг изучать восточные языки, историю и философию религии. Получил степень доктора философии в 1922 г. в Лейпциге за диссертацию «Основания феноменологии концепции спасения», опубликованной под названием «Der Erlosungsgedanke und seine Deutung». На формирование Ваха большое влияние оказали учения Рудольфа Отто (1869–1937 гг.) и Макса Шелера (1874–1928 гг.). Такие его труды, как «Социология религии» (1944 г.), «Типы религиозного опыта» (1951 г.), «Сравнительное изучение религий» (1958 г.), стали классикой религиоведения. Вах внёс крупный вклад в осмысление статуса религиоведения как особой научной дисциплины, его структуры и методов. Будучи конфессионально ориентированным мыслителем, он выступал за чёткое разграничение теологии и философии религии, с одной стороны, и «науки о религии» – с другой. Эти области знания различаются по своим подходам, методам и целям. Теология и философия религии являются, согласно Ваху, «нормативными дисциплинами», теология сосредоточена на интерпретации отдельного вероисповедания. Религиоведение выступает «дескриптивной дисциплиной», ориентированной на понимание природы всех религий. Достижение этой цели обеспечивается сравнительным изучением разных религий. В составе религиоведения Вах выделял феноменологию, историю, психологию и социологию религии. Эти области религиоведения изучают религию в её «теоретической» (теология, космология, антропология), «практической» (культ) и «социальной» (сообщества) формах выражения. Сколько бы ни различались эти формы, подчёркивал Вах, в их основе лежит нуминозное чувство, которое в истории получает воплощение благодаря усилиям пророков и учителей, закладывавших новые религиозные традиции. Первичной данностью религиозной жизни выступает религиозный опыт, в котором выражается, согласно Ваху, событие встречи с Предельной Реальностью (Ultimate Reality) – абсолютным трансцендентным могуществом. Религиозная жизнь во всех своих измерениях и исторических формах есть ответ на опыт встречи с Предельной Реальностью. Под таким углом зрения Вахом была рассмотрена история религий, преимущественно в зрелых формах: буддизма, индуизма, позднеантичных религий, христианства. Одним из первых в религиоведении он поставил вопрос о возможности появления в истории псевдорелигий. Таковыми в конце XIX–XX вв. Вах назвал марксизм, биологизм, популизм (расизм) и этатизм. В псевдорелигиях опыт Предельной Реальности подменяется сакрализацией конечных реальностей – экономики, пола, политической системы или этноса, государства. При этом Вах придавал большое значение влиянию социального окружения на религиозную жизнь. По его мнению, задачей социологии религии является понимание отношений между религиями и обществами во всём многообразии их взаимодействия. Когда Вах начал преподавать в 1924 г. историю религии, которая находилась ещё в младенческом состоянии, его подстерегали серьёзные опасности. С одной стороны, право этой дисциплины на существование ставилось под вопрос теми, кто настаивал на том, что тот, кто знает одну религию (например, христианство), знает все религии. С другой стороны, её религиозно-научная методология была под влиянием психологического и социологического редукционистских подходов. В своей работе «Наука о религии: пролегомены к её научному теоретическому обоснованию» («Religionswissenschaft: Prolegomena zu ihrer wissenschaftstheoretischen Grundlegung», 1924), Вах настаивал на целостности и автономии истории религий, которая должна быть свободна от богословия и философии религии. Он акцентировал внимание на том, что и историческое, и систематическое измерения являются необходимыми задачами этой науки и утверждал, что целью дисциплины является понимание (Verstehen): «Задача науки о религии в том, чтобы изучать и описывать эмпирические религии. Она ищет описательного понимания; это не нормативная дисциплина. Когда она получила понимание исторического и систематического аспектов конкретных религиозных форм, её задача выполнена». В 1926–1933 гг. Вах написал 3-томную работу о развитии герменевтики в XIX в. («Das Verstehen»). Первый том рассматривал герменевтические теории таких мыслителей, как Фридрих Шлейермахер (1768–1834 гг.), Фридрих Август Вольф (1759–1824 гг.), Вильгельм фон Гумбольт (1767–1835 гг.), Август Бок и Г.А. Аст. Второй том был посвящён богословской герменевтике от Фридриха Шлейермахера (1768–1834 гг.) до Иоганна фон Гофмана (1810–1877 гг.), а третий – исследованию теорий исторической герменевтики от Леопольда фон Ранке (1795–1866 гг.) до исторического позитивизма.

 



 
PR-CY.ru