ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ – познавательная способность (источник познания) к созданию образов, ранее не воспринимавшихся человеком; психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Воображение связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием, «забеганием вперёд» и потому является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности в науке, практической жизни, искусстве, литературе. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только человеку, является необходимым условием его трудовой деятельности. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Научные открытия невозможны без воображения, которое очень тесно связано с интуицией, процессом выдвижения гипотез и рискованных предположений. Особыми формами воображения, обращёнными к сфере более или менее отдалённого будущего или нереального, являются мечты и сновидения. Они не предполагают немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Основные виды воображения – активное и пассивное воображение. В свою очередь, последнее делится на воображение произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое и иные измененные состояния). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее воображение. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами конкретной информации в определённой области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Воссоздающее воображение – это один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. Большое значение воображение имеет в кантовской философии как одна из важнейших познавательных способностей человека. Под воображением в широком смысле Иммануил Кант (1724–1804 гг.) понимал «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» («Критика чистого разума»). Он считал, что воображение занимает промежуточное положение между чувственностью и рассудком. В процессе решения фундаментальных проблем критической философии Кант создал сложную классификацию видов воображения. Наиболее существенным является противопоставление продуктивного и репродуктивного воображения, а также выделение трансцендентальной функции воображения. Введение трансцендентальной функции воображения позволяет Канту объяснить механизмы взаимодействия чувственности и рассудка в получении априорного синтетического познания. Рассудок предписывает законы явлениям, однако (в силу разнородности чувственных и рассудочных представлений) он нуждается в помощи со стороны некой «гибридной» способности, транслирующей посредством «схематизма» его основоположения предметам чувственного опыта. Такой способностью является воображение. Поскольку указанное воздействие рассудка на чувственность осуществляется до всякого опыта (и за пределами досягаемости для прямой рефлексии), то и воображение проявляет здесь себя в качестве чистого и бессознательного воображения. Трансцендентальное воображение должно к тому же иметь продуктивный характер. Продуктивное воображение на эмпирическом уровне оказывается синтезом представлений, объединяющим при помощи категорий их в сознании и подводящим к реальному восприятию. Вне трансцендентальной функции продуктивное воображение существует в форме произвольной фантазии (оно и не может идти дальше комбинаций первичных элементов опыта, поэтому лишено творческого характера). Репродуктивное воображение (частным случаем которого является припоминание) действует по законам ассоциации. Возможность ассоциативного воображения подразумевает внутреннюю ассоциируемость явлений, возникающую вследствие реализации трансцендентальной функции воображения. Помимо этого Кант указывает также на сигнификативную роль воображения (символическое обозначение и т.д.). Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870 гг.) рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение, главным образом, – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. Воображение играет важную роль и в суждениях вкуса.

 
PR-CY.ru